Ви є тут

Профессионально-образовательный компонент социализации личности будущего менеджера

Автор: 
Карпова Маргарита Константиновна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192278
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования профессионального компонента социализации личности будущего
менеджера.......................................................11
1.1 Профессионально-образовательный компонент социализации личности в системе социологических категорий.....................11
1.2 Институциональный подход к социализации личности будущих менеджеров в системе высшего образования.........................44
Глава И. Механизм профессиональной социализации личности студентов управленческого профиля................................69
2.1 Социалыю-ирофессиональные требования к личности менеджера и их реализация в образовательной деятельности........................69
2.2 Мотивация личности как фактор достижения социального статуса менеджера........................................................94
2.3 Социальные технологии как средство регулирования профессиональной социализации будущего менеджера................120
Заключение....................................................145
Список литературы.............................................157
Приложения....................................................170
Приложение А..................................................171
Приложение Б..................................................181
Приложение В..................................................186
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современной России в условиях переходного общества возникает проблема формирования менеджера нового типа. Этому способствует проводимая модернизация высшего образования, реформирование различных сфер жизнедеятельности человека. В данных условиях представляют практический интерес проблемы профессиональной социализации студентов управленческих специальностей в системе высшего образования.
От качества деятельности управленца зависят социально-экономическое развитие, состояние духовной составляющей и благосостояние общества в целом. Будущим менеджерам предстоит решать возникающие проблемы, и от того, каких принципов, норм и ценностей придерживаются выпускники вузов, во многом зависит либо успех, либо неудача модернизации российского общества.
В настоящее время особую роль в профессиональной подготовке играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что данный этап социализации отличается не только воспитательным воздействием на личность, но и усилением ее саморазвития.
Отказ общества от целенаправленной реализации воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т. е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм.
В связи с этим представляется актуальным изучение процесса профессиональной социализации студентов управленческих специальностей в системе высшего образования. Это дает возможность
3
эффективности использования средств, вкладываемых обществом в образование» [45,с.59].
В целом «экономический подход состоит в том, чтобы показать разумные возможности и рациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмами государственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг» [51 ,с.22].
Социально-психологический подход «рассматривает образование как источник формирования личности и обозначает специфику своей науки как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп» [80,с.120].
Особенностью социальной психологии является то, что в ней изучаются особенности влияния группы на отдельных людей и индивида на группу, т.е. процессы взаимовлияния людей друг на друга и их отношения.
Как отмечает Дэвид Майерс, «они (социальные психологи) задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть комфортными или невыносимыми, испытывать симпатшо или предубеждение» [84,с.31].
В середине и конце XIX века в работах А. Бергсона, Н. И. Пирогова, Г. Спенсера, К. Д. Ушинского, 3. Фрейда, Ж. Пиаже [16; 100; 124; 131; 138, 99] и других исследователей уже ставится проблема изучения социальных механизмов передачи накопленного человеческого опыта. В дальнейшем это направление исследователей опирается на достижения естественнонаучной мысли (Н.П. Дубинин) в изучении генетических и социальных каналов наследования. Н.П. Дубинин формулирует концепцию «генетической программы наследственности» и «социальной программы
17
наследования», по каналам последней и передаётся социальный опыт человечества, т.е. осуществляется процесс социализации личности [39].
По мнению Ч. Кули, каждый человек строит свое «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности - это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам -семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения [90, 76,77, 121].
Согласно А. Тесленко, раскрытие сущности целостного процесса воспитания, социализации и развития подрастающего поколения связано с серьезным анализом социальной природы человека как носителя социальности, совокупности обобщенного социального опыта предшествующих поколений. Но такой анализ требует от исследователя междисциплинарного подхода, учитывающего достижения разных наук социально-гуманитарной направленности, в том числе культурной антропологии, социологии, психологии, педагогики [128,с.26].
Профессиональная социализация - это развитие и самореализация человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая наряду с профессиональными знаниями, умениями, опытом творческой деятельности в профессиональной сфере включает совокупность норм поведения и взаимоотношений, определенную систему ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии [6,с.38]. Сущность профессиональной социализации будущего менеджера состоит в его развитии как члена профессионального сообщества, в обеспечении его профессионально-личностного становления как субъекта профессиональной деятельности.
С этой точки зрения понятие социализации личности не должно отождествляться с такими категориями, как воспитание и адаптация: ведь
18