Ви є тут

Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования

Автор: 
Самсонова Татьяна Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192382
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
<•
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной компетентности подростков.............................12
1. Социальная компетентность личности в условиях
современного общества............................................12
2. Особенности проявления социальной компетентности
в подростковом возрасте..........................................35
3. Социальная компетентность подростков
и процесс социализации...........................................47
Глава 2. Диагностика социальной компетентности
подростков......................................................67
1. Диагностические методы изучения
социальной компетентности........................................67
2. Особенности социальной компетентности подростков
с нормативным и девиантным поведением............................81
Глава 3. Компьютерные технологии формирования
социальной компетентности подростков.............................96
1. Общая характеристика технологий формирования
социальной компетентности........................................96
2. Компьютерные игры и их роль в процессе
социализации подростков.........................................104
3. Компьютерная игра как технология формирования
социальной компетентности в подростковом возрасте...............122
Заключение.....................................................142
Библиография...................................................145
Приложения.....................................................158
3
ВВЕДЕНИЕ
^ Актуальность темы исследования. Современная социальная ситуация
в российском обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде, увеличением количества беспризорных детей и т.д. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений настолько значителен, что достигает уже критического уровня. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.
Так, например, по данным Генпрокуратуры, в течение только одного года за различные правонарушения привлекаются к ответственности свыше 1 млн. подростков1. Происходит увеличение доли 14-15-летних среди несовершеннолетних преступников, активизация групповой преступности среди подростков. Распространение наркотических веществ в среде несовершенно-летних приобретает характер эпидемии. В разных регионах России в настоящее время насчитывается от 20 до 30 % школьников, в той или иной степени знакомых с наркотиками. Приобщение к наркотикам начинается примерно с 12-13 лет2. Не менее драматична и ситуация с распространением алкоголизма среди подростков. По данным Минздрава России (2003), численность подростков, злоупотребляющих алкоголем, составляет 872,1 на 100 тыс. подростков, что выше ее уровня среди населения в целом в три раза3. Что касается такого явления как беспризорность, то в каждом крупном городе, по мнению экспертов, находятся от 5 до 30 тыс. беспризорных детей и подростков4. Таким образом, данные цифры свидетельствуют о необходимости изучения
1 Актуальные проблемы социальной работы с молодежью в современной России / Мате-(ф риалы Вссросс. научно-практич. конф. - СПб, 2003. - С. 37.
Ювеиология и ювенальная политика в XXI веке / Под ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб, 2004. -С. 391.
3 Там же, с. 324.
4 Там же, с. 39.
его влияния на социальное развитие. Специфика современной социологии заключается в том, что личность рассматривается не только в качестве объекта, но и как активный субъект, преобразующий действительность (Руткевич М.Н., 1995). Такой взгляд на человека и общество развивается в рамках гуманистической парадигмы как в отечественной (Бороноев А.О., 1994; Ядов В.А., 1998; Тощенко Ж.Т., 2001 и др.), так и в зарубежной (Бергер, П., Лукман Т., 1993; Гидденс Э., 1995 и др.) социологии. Так, о привлекательности идеи человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в микроэкономическом плане, говорит Ж.Т. Тощенко (2005): «Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всем ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития...».
В итоге, особенности современной социокультурной ситуации в мире и в России, а также изменение видения роли личности в обществе обусловливают необходимость развития и формирования у человека таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.
Принцип антропосоциетального соответствия (Лапин Н.И., 2000) - соответствие типа личности характеру социокультурного устройства рассматривалось уже в работах классиков социологии (К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель и др.). В XX в. социологи также предпринимали попытки выделить и описать «инновационную личность» (Hagen Е., 1962), «личностный синдром», «современный менталитет» (Bellah R., 1968), «модель современного человека» (Inkeles А., 1976) (см.: Карпова Ю.А., 2004). Характерные черты личности
эпохи «позднего модерна» описывает Э. Гиддснс (2003). Инновационная личность, будучи сформированной условиями современности, помогает появлению новых изменений, благодаря которым общество постоянно трансформируется (Комаров М.С., 2003).
В России уже на начальных этапах перестройки было провозглашено повышение роли и значения человека в осуществлении социальных преобразований, активизация человеческого фактора. Однако крайне динамичная, непрогнозируемая, построенная на иных ценностях и критериях, новая социальная реальность стала причиной обесценивания личного опыта человека и его знаний, нарушения привычных форм адаптации в социуме (Зобов P.A., Келасьев В.Н., 1995). Значительная часть россиян долгое время проявляла инертность, склонность к прежним схемам поведения, прежним стереотипам и ценностям, то есть была недостаточно компетентной в обновленной социальной среде. Крайне негативное развитие дальнейших реформ в стране в первой половине 90-х гг. резко снизили процесс формирования социальной компетентности населения, чья активность была направлена главным образом на решение задачи элементарного выживания, и лишь усугубили процесс адаптации к новой социальной среде (Изменяющаяся Россия в зеркале социологии, 2004; с. 20).
Начало нового века для России ознаменовалось первыми признаками спада социально-экономического кризиса. При этом проблема становления личности в новых социальных и экономических условиях продолжает оставаться актуальной и является фокусом работ целого ряда авторов (Боро-ноев А.О., 2000; Зобов P.A., Келасьев В.H., 2001; Воробьев В.П., 2001; Комаров М.С., 2003; Мудрик A.B., 2004 и др.). Очевидной становится задача формирования «нового человека, способного ориентироваться и адаптироваться в новых социально-экономических условиях...» (Барболин М.П., Приятелев В.В., Смирнов A.A., 2005, с. 12).
Требования к современному человеку находят свое отражение в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и «Концепции