Ви є тут

Система предотвращения социального сиротства

Автор: 
Осипова Ирина Ильинична
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2009
Артикул:
295098
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Теоретико-социологические подходы к анализу социального сиротства..............................................................19
1.1. Социальное сиротство в контексте объективистских социологических подходов...........................................................21
1.2. Субъективистские подходы к анализу социального сиротства........33
1.3. Историко-социологический анализ сиротства.......................44
1.4. Социально-правовые аспекты социального сиротства; типологии социальных сирот...................................................56
Глава 2. Междисциплинарный анализ социального сиротства................71
2.1. Семейное насилие как фактор провокации социального сиротства 71
2.2. Социально-психологический портрет представителей группы риска по социальному сиротству..............................................92
2.3. Феномен вторичного социального сиротства в современной России... 120
Глава 3. Инновационные подходы к предотвращению..........................
социального сиротства.................................................142
3.1. Анализ существующей системы защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения...........................................142
3.2. Авторская модель системы предотвращения социального сиротства.. 159
3.3.Модель учреждения нового типа по предотвращению социального
сиротства...........................................................210
3.4.0пытно-эксперимепгальная практика ресоциализации несовершеннолетних группы риска по социальному сиротству и социальный аудит как метод оценки её эффективности...........................236
Заключение............................................................264
Список литературы......................................................269
Приложения 292
3
Введение
Актуальность темы исследования. Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Понятие «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в XX веке приобрело новые формы и масштабы, что заставляет исследователей искать и новые подходы к его изучению.
Необходимость обращения к данной теме обусловлена также потребностью комплексного осмысления феномена социального сиротства, так как данное социальное явление отрицательным образом сказывается на состоянии общества в целом, свидетельствуя о деградации базовых социальных ценностей и институтов. Эта научно-исследовательская проблема носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной философии, психологии и педагогики, экономики, права, истории, политологии и других общественных наук.
Интерес к данной теме обусловлен еще и тем, что количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. 11о официальным данным департамента государственной политики в сфере воспитания Министерства образования и науки РФ, только в 2006 было зарегистрировано 127096 детей, оставшихся без попечения родителей. Анализируя динамику за предыдущие
31
Стоит отметить, что ни один из перечисленных им способов нельзя назвать сколько-нибудь социально одобряемым. В контексте социального сиротства все категории представляются релевантными. Например, ритуализм - это игнорирование первичных ценностей при соблюдении вторичных, когда основное внимание уделяется ритуалам материнства, а не добросовестному выполнению соответствующих обязанностей. Данное понятие является ключевым при анализе т.н. скрытого сиротства, выражающегося, например, в педагогической запущенности даже при сохранении видимости относительного благополучия. Это приводит к тому, что большая часть данных детей попадают в асоциальные группы, где происходит дальнейшее усвоение ими негативных стереотипов.
Концепция Р. Мертона представляет особый интерес для анализа путей приобретения статуса социального сироты. Речь в данном случае идет не о лишении родителей их прав. Стоит задуматься и о роли самих сирот в получении соответствующего статуса. И здесь возникает традиционная для объективистской точки зрения проблема взаимодействия нормативного давления группы и реакции отдельных индивидов, когда личность является лишь продуктом общей культурно-нормативной системы, стремящейся освободиться от ее господства. Социальное сиротство - это не продукт индивидуальных предпочтений, если только речь не идет о расстройствах влечения и поведения. Концепция Р. Мертона наталкивает нас на мысль, что социальное сиротство — это своеобразный ответ социальных сирот на условия окружающей среды. В этом смысле, нельзя игнорировать и инструментальный характер исследуемого феномена. Конформизм в реакции на условия окружающей среды мог бы быть губительной формой реакции на условия жизни, поскольку гарантировал бы полную интернализацию ценностей девиантного, а то и преступного родительского образа жизни. Согласно проведенному нами исследованию внутренней документации детского дома №37, в 100% случаев определения детей на воспитание в сиротские учреждения, причиной лишения родителей прав были алкоголизация матери и
32
отсутствие, вследствие этого, контроля, воспитания, ухода за детьми. Инновация и бунт при этом могут лежать в основе социального сиротства в данном контексте. Другими словами, дети находят единственно приемлемый для себя способ существования при отсутствии родительской поддержки и внимания. Разумеется, эти способы воспринимаются как явное отклонение, поскольку полностью изменяют характер деятельности подростков, свойственный данному периоду их развития.
Исходя их этого, стоит отметить, что, несмотря на явный девиантный характер описываемых форм реакций, они рассматриваются Р. Мертоном как следствие нормального реагирования людей на конкретную сложившуюся социальную ситуацию, в которой они оказываются.1 «Наша главная задача, -пишет Р. Мертон, - состоит в том, чтобы понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям и общественным нормам поведению».2 Например, желание родственников детей-сирот обеспечить детей государственными социальными гарантиями и льготами не позволяет им их усыновлять, так как в результате усыновления дети утратят льготы «сироты»: бесплатное поступление и обучение в средних и высших учебных заведениях, возможность получения жилья и многие другие, которыми дети в биологических семьях не обеспечены.
Таким образом, объективистские концепции дают нам большой простор для анализа социального сиротства с точки зрения структурно-функционального подхода. Данная точка зрения предполагает анализ места исследуемого феномена в системе социальных отношений, а также тех функций (явных и скрытых), которые он выполняет. Социальное сиротство рассматривается нами как следствие нарастающей семейной дисфункции, которая, в свою очередь, является проявлением социальной аномии, трансформацией ценностной системы, вызванной кризисными процессами в российском обществе.
1 Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социологические исследования. ЛЯ>3, 1992. С. 108
2 Там же, С. 118.