Ви є тут

Тувинская национальная интеллигенция в обществе переходного периода

Автор: 
Бавуу Чодураа МочакХаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
321264
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.............................................................3
Раздел 1. Интеллигенция как объект социологического анализа.........15
Раздел 2. Изменение социального облика
тувинской национальной интеллигенции.......................46
Раздел 3. Положение национальной интеллигенции
в процессе трансформации общества..........................79
Раздел 4. Социальное самочувствие
национальной интеллигенции................................108
Заключение.........................................................138
Список литературы..................................................143
Приложение 1 (Таблицы).............................................161
Приложение 2 (Таблицы).............................................164
Приложение 3 (Таблицы).............................................168
^ Приложение 4 (Анкета)....................................................171
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы интеллигенции • вызывают повышенный интерес в современных обществоведческих науках.
Это объясняется ролью, которую играет интеллигенция в жизни российского общества, его региональных и национальных образований. Интеллигенция является главным субъектом духовного производства - своими знаниями, опытом вместе с другими социальными группами она добивается прогресса во всех сферах жизнедеятельности социума.
Российская интеллигенция многонациональна по своему составу. Одним из ее значительных по численности отрядов выступает тувинская национальная интеллигенция.
Тува стала частью России в 1944 г. Процесс становления, развития ^ тувинской национальной интеллигенции в составе российской наложил
отпечаток на ее социальный и духовный облик, ценностные ориентации. В годы советской власти она выросла численно, сформировалась ее структура, возросла роль в жизни народов Тувы. В условиях перестройки тувинская национальная интеллигенция приняла активное участие в политических, социально-экономических и духовных преобразованиях общества. В ходе этих преобразований изменились ее социальное положение, количественные и качественные характеристики.
Изучение перемен, происходящих в составе тувинской национальной интеллигенции в условиях переходного периода, несомненно, представляет научный и практический интерес. Не менее важным является раскрытие социального статуса тувинской национальной интеллигенции, её самочувствия и влияния на национальные процессы в республике.
Выбор темы обусловлен и тем, что тувинская национальная интеллигенция, адаптируясь к новым условиям жизнедеятельности, изменяет свой социальный облик, внутренние и внешние характеристики.
используют функционалистский, интеракционистский, постмодернистский и другие подходы1. Мы рассматриваем эти подходы как взаимодополняющие.
Попытаемся определить, какое содержание мы вкладываем в данное понятие (табл. 1).
Таблица 1
Специфика подходов российских и западных исследователей
Российские авторы Западные авторы
Используют термин Интеллигенция Интеллектуалы
Специфика определения 1) соотношение с интеллигентностью 2) духовное производство 1) отождествление с «новым классом» 2) материальное производство
Теоретические подходы досоветский период (философский анализ) - социально-психологический подход; советский период (социологический анализ) - структурно-функциональны - стратификационный подход постсоветский период (социокультурный анализ) - совокупность всех подходов й; Подходы: 1) функционалистский 2) интеракционистский 3) постмодернистский
Позиция исследователей 1) придерживаются западной теории 2) традиционалисты интеллекту алоцентризм
1 Мансуров В.Л. Исследование профессиональных групп российской интеллигенции: ситуация, методология и методика // Профессиональные группы интеллигенции. - М., 2003. - С. 18.
В России интеллигенция понимается в широком смысле, который вкладывается в понятия массовых профессий, требующих высшего или среднего специального образования. На Западе данный термин включает только профессионалов с высшим образованием, объединенных в элитный слой общества. Здесь популярен больше менеджментский подход в изучении слоя интеллектуалов.
В контексте двух различных теоретических парадигм проведем анализ для более глубокого изучения российской интеллигенции.
В России данное понятие изучается в философском, социологическом, социокультурном аспектах. Первый распространился в досоветский период, второй - в советский, третий - в постсоветский. В последнее время исследователи возвращаются к истокам определения интересующей нас проблематики. Это связано с тем, что при копировании западной традиции и отождествлении интеллигенции с интеллектуалами исчезает сущность российской интеллигенции. Отличие российского корня интеллигенции заключается в следующем:
- интеллигент соотносится с понятием «интеллигентностью». Интеллигент обладает «способностью к критическому мышлению, личной тактичности и порядочности, идейной принципиальности, терпимостью к инакомыслию, приобщенностью к богатству мировой культуры»1. Интеллигентность представляет собой совокупность интеллектуальнонравственных качеств личности. Д.С. Лихачев констатировал, что «интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным трудом, и человек, обладающий умственной порядочностью. Основным принципом интеллигентности является интеллектуальная свобода как нравственная категория»2. Интеллигентность поддерживает достоинство «в
1 Труфаиов Л.Л. Основы теории интеллигентности. - Казань, 2002. - С. 177.
2 Лихачев Д.С. Об интеллигенции. - СПб., 1997. - С.8.