СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ЛИЦ С КОМПЛЕКСНЫМ ДЕФЕКТОМ.........................................15
1.1. Сущность социализации и социальной адаптации
в обществе...................................................15
1.2. Специфика процесса социализации лиц с комплексным
дефектом - нарушением зрения и слуха.........................31
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С КОМПЛЕКСНЫМ ДЕФЕКТОМ.....................................................54
2.1. Социальные характеристики лиц с комплексным дефектом в современных условиях.........................................54
2.2. Методика определения направлений социальной реабилитации
лиц с комплексным дефектом...................................96
2.3. Анализ курса реабилитации лиц с комплексным дефектом в Центре реабилитации слепых.........................................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ................................................140
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................155
?
Введение
Исследование проблем инвалидности и социального статуса инвалидов, разработка механизмов их социальной поддержки относится к числу важнейших задач современного демократического общества и социального государства.
Основным направлением социальной политики по отношению к инвалидам становится социальная реабилитация как активная форма социальной защиты, преследующая цель восстановления утраченных способностей индивидуума к социальному функционированию, возвращения его к нормальной социальной жизнедеятельности, интеграции в общество.
Значимость данных социальных процессов обусловлена не только ростом численности инвалидов, расширением потребностей общества в трудовых и личностных ресурсах лиц с ограниченными возможностями, но и распространением демократических представлений о равенстве прав индивидов независимо от их физической, психической или интеллектуальной полноценности, об обязанности общества приспособить свои стандарты жизнедеятельности к нуждам нетипичных индивидов.
Реализация политики социальной адаптации, реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями в современное общество невозможна без детального изучения концепций социально-личностного развития (социализации) лиц с ограниченными возможностями и исследования специфики отдельных категорий инвалидов, анализа их общих и индивидуальных социальных проблем.
В социальной группе инвалидов особое место занимают лица со сложной структурой дефекта - комплексным нарушением зрения и слуха, а в отдельных случаях и нарушением речи (в специальной литературе широко используются термины «слепоглухонемота» и «слепоглухота»).
Их социализация, социальная реабилитация (абилитация) и адаптация,
Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследования были использованы в ЦРС ВОС для совершенствования курса социальной реабилитации лиц с комплексным дефектом, оценки реабилитационного потенциала клиентов и определения эффективности реабилитационного процесса. Данные, полученные в ходе исследования, используются для организации социальной работы с инвалидами в Государственном учреждении «Экспериментальный комплексный центр социальной защиты в ЮВАО» и в Управлении социальной защиты ЮВАО г. Москвы. Материалы работы и исследований автора обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах «Посвященных 100-летию И. А. Соколянского» (г. Москва, 1996 г.), «Синдром Ушера» (г. Москва, 1999 г.) и др., на заседаниях кафедры теории и методики социальной работы Социальнотехнологического института и кафедры социологии и социальной работы Московского государственного университета сервиса. Основное содержание диссертации отражено в 5 научных публикациях автора, общим объемом 2,4
п.л.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ЛИЦ С КОМПЛЕКСНЫМ ДЕФЕКТОМ
1.1. Сущность социализации и социальной адаптации в обществе
Для того, чтобы рассмотреть сущность и содержание категории «социализация», необходимо предварительно остановиться на анализе понятий: «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает особенности такой общности, как человеческий род (Homo sapiens).
Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Проблема личности исследовалась целым рядом отраслей научного знания. Так психологи JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия изучали присущие только человеку высшие психические функции (логическое мышление, осмысленная память, целеполагающая воля и т.д.), сделав вывод, что они не даны человеку в готовом виде от рождения, а формируются в результате усвоения социального опыта.
«Биологически унаследованные свойства составляют у человека лишь одно из условий формирования его психических функций и способностей, условие которое, конечно, играет важную роль. Другое условие - это окружающий человека мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями людей. Этот мир и несет человеку именно человеческое».20
20 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. С. 217.
- Київ+380960830922