Ви є тут

Социологический анализ отражения модернизационных социальных изменений в региональных СМИ : на материалах Красноярского края 2001-2005 гг.

Автор: 
Пономарева Юлия Евгеньевна
Тип роботи: 
на материалах Красноярского края 2001-2005 гг.
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
226
Артикул:
191825
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
(
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к социологическому анализу модернизационных социальных изменений
1.1. Основные подходы и концепции социальных изменений и модернизационных социальных изменений в современной социологии
1.2. Модериизациоиные социальные изменения в контексте социальной синергетической парадигмы
1.3. Динамическая символическая модель как инструментарий диагностики и анализа модернизационных социальных изменений
Глава 2. Использование динамической символической модели для социологического анализа модернизационных социальных изменений в Красноярском крае
2.1. Контент-анализ отражения модернизационных социальных изменений в региональных СМИ (с 2001 по 2005 годы)
2.2. Структура модернизационных социальных изменений в регионе в контексте семи направлений реформирования российского социума
2.3. Динамика модернизационных социальных изменений в регионе в кон гексге семи направлений реформирования российского социума 2001-2005 гг.
Заключение
Список литературы
Приложения
3
Введение
Актуальность исследования. Современная действительность и окружающий нас мир поражают динамичным темпом происходящих изменений. Россия, пережившая за последнее столетие две глубинных трансформации и три этапа модернизации, отличается нестабильностью в различных сферах общественной жизни. Страну со времен Ивана Грозного отличали от стран Европы неравномерность исторического развития, его «рваный» ритм, несбалансированность, как по сферам общественной жизни, так и в смысле скорости развития в отдельные периоды ее истории. Б условиях изменений политической и социальной обстановки трансформируется состояние восприятия людей окружающих общественных процессов. Сориентироваться в изменяющихся социальных ситуациях и правильно оценить множество экологических, политических, социальных и научных сдвигов в мире весьма непросто. Б результате наблюдается рост хаотических элементов в общественном сознании и культуре. Современная социология как наука, изучающая социальную жизнь людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп, отмечает динамичность и нелинейность социальных изменений.
Период с 2001 по 2007 годы социологами и экономистами рассматривается, как период относительной стабилизации общественного развития в России, но отсутствие значительных революционных трансформаций не означает прекращения преобразований в целом. Критическая социально-экономическая ситуация в конце 2008 года, начале 2009, в свою очередь, отражает широкий спектр нелинейных стихийных социальных изменений и изменений инициируемых властью. Государственная политика в стране сохраняет направленность на модернизацию различных сфер общественной жизни, фактически продолжая процесс реформирования, начатый в 90-х годах XX столетия. Динамика
21
изменения не частные, а общие или даже всеобщие, в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.
Основоположники теории революционных преобразований - К. Маркс и Ф. Энгельс. Один из представителей теории - А. Грамши. Данная концепция базируется на формационном подходе в интерпретации истории.
Русский философ И. А. Бердяев так описывает марксизм: «Марксизм дает, конечно, очень большие основания истолковывать марксистскую доктрину как последовательную систему социологического детерминизма. Экономика определяет всю человеческую жизнь, от нее зависит не только все строение общества, но и вся идеология, вся духовная культура, религия, философия, мораль, искусство. Экономика есть базис, идеология есть надстройка. Существует неотвратимый, объективный общественно-экономический процесс, которым все определяется. Форма производства и обмена есть как бы первородная жизнь, и от нее все зависит. В человеке мыслит и творит не он сам, а социальный класс, к которому он принадлежит». [12, с. 80]
Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция - это коренной качественный переворот всей системы общественной жизни. Ф. Энгельс определяет причину социальной революции как конфликт между ростом производственных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который выражается в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. «...Для того чтобы осуществить это регулирование (производственной деятельности) ...требуется полный переворот в нашем существующем до сих пор способе производства и вместе с ним во всем нашем... общественном строе» [170, с. 141-142]. С точки
22
зрения марксизма, стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного развития и служат для него мощным стимулом.
Н. А. Бердяев выступает с критикой марксизма, он утверждает, что ошибка данного подхода заключалась в «универсализации частного». «Хотя существование классовой психологии и классового искажения всех идей и верований есть несомненная истина, но сама психология есть наиболее слабая сторона марксизма, психология эта была рационалистической и совершенно устарела» [12, с. 81]. Вера в обязательность и неизбежность твердо установленной последовательности пяти формаций превратили эту теорию из полезного в определенных пределах инструмента в тормоз для развития науки. Историческая реальность разнообразна, и богатство жизненных содержаний и богатство социальных форм упрямо не укладываются в предложенные марксизмом категории. Ни Восток, ни Россия, ни начальные стадии развития европейских стран не могут быть классифицированы данным образом без больших натяжек и допущений. [94, с. 49].
Эволюционные и революционные теории, основываясь на идее общественного прогресса, утверждают возможность направленного развития общества, перехода от менее совершенного к более совершенному. В одном случае критерием прогресса является усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер), в другом - изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Ф. Теннис), в третьем -изменения в характере производства и потребления (У. Росгоу, Д. Белл), в четвертом - степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс). Наша позиция состоит в том, что многие из постулатов классиков сохранили свою актуальность для понимания социальных процессов в современном обществе. Очевидно, что прогресс сменяется регрессом, но верно и то, что