ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................. 3
ГЛАВА I
Гуманизации и гуманитаризации в социализации личности
1.1. Социокультурные аспекты модернизации российского образования .. 16
1.1.1. Социальный заказ системе образования по формированию социальных компетентностей..................................... 29
1.2. 11роблемы социализации личности как объект исследования............ 39
1.2.1. Функции семьи в социализации личности........................ 52
1.2.2. Семья и школа в системе социализирующих факторов............. 66
1.3. Коммуникативная культура как социально-педагогическая категория 79
ВЫВОДЫ ПО 1-ОЙ ГЛАВЕ..................................................... 93
ГЛАВА II
Моделирование процесса формировании коммуникативной культуры
2.1. Семья в социализации личности
2.1.1. Реализация социализирующих факторов семьи.................... 96
2.1.2. Ценности семьи и семья в становлении ценностных ориентаций ........................................................ 104
2.1.3. Родители как носители коммуникативной культуры........ 117
2.2. Миссия образовательного учреждения в социализации личности
2.2.1. Модель процесса целенаправленного формирования комму- 130
никативной культуры..........................................
2.2.2. Межгрупповое взаимодействие в социализации будущих специалистов.................................................. 137
2.2.3. Коммуникативные компетентности в требованиях работодателей ...................................................... 150
2.3. Коммуникативная культура как элемент профессионально-педагогической компетентности и социализирующий фактор................... 159
ВЫВОДЫ ПО И-ОЙ ГЛАВЕ.............................................. 180
Заключение...............................................................187
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................. 196
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................... 209
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процессы, меняющие лицо современною мира, в первую очередь, глобализация с её непременным условием - установлением экономических и политических связей, стимулированием и внедрением культурных и информационных обменов - естественным образом накладываются на процессы, детерминирующие динамику отечественных социальных трансформаций. Экономико-правовые и социально-культурные преобразования российского общества на заре перестройки были заявлены как процессы, осуществляемые на основе принципов демократизации, гуманизации и гуманитаризации, в контексте ценностей гражданского общества. Последние гарантируют соблюдение прав и свобод человека, ориентированы на сотрудничество и взаимопонимание, на расширение гласности, что приоритетно актуализирует потребность в социально-коммуникативной компетентности личности, её готовность и способность к социальному взаимодействию.
Как общецивилизационные процессы, так и отечественные инновационные модернизации и трансформации предопределяются индивидом - основным субъектом всех преобразований, его эмоциональной и когнитивной сферой, ценностно-мотивационными предпочтениями, готовностью к изменениям, направленностью личности, базирующейся на её коммуникативной природе, обретающей себя через социализацию, точнее - через ресоциализацию.
Проблемы социализации как процесса присвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в конкретном обществе, неотделимы от проблем семьи как социализирующего агента, от системы образования как фактора социализации. Оии не мо-1ут быть в полной мере поняты и представлены на концептуально-теоретическом уровне вне проблем социального взаимодействия, вне проблем коммуникативной культуры.
Рассматривая социализацию как процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, что в условиях быстро меняющегося мира ставит личность перед необходимостью принимать новые образцы поведения, усваивать новые нормы и правила, корректировать собственные умения и навыки, следует признать
21
Перечисленные качественные социокультурные изменения, по мнению Е.В. Листвиновой, дают основание для поиска новых технологий в различных областях деятельности.
Одной из наиболее актуальных и востребованных в условиях современной социокультурной ситуации, по убеждению автора, является система продуктивного образования, которое совмещает обучение и умение реализовать на практике действительно необходимые и актуальные знания. Как считает Е.В. Листвина, задача школы - раскрывать перед ребенком именно реальность, в которой он находится, и учить применять в данной реальности тот опыт, который наработали предыдущие поколения.
На каждом этапе общественного развития в школе как социальном институте противоречиво сочетаются запросы сегодняшнего и завтрашнего дня, экономики и политики, личности и общества. Но содержание образования и атмосфера жизнедеятельности школы, ее уклад в конечном счете «задаются» общественными запросами. Общество имеет ту школу, в которой оно заинтересовано.1
Академик РАО Э.Д. Днепров, проанализировав историю образовательной политики в России, выделил четыре школьные реформы, реально повлиявшие на судьбы российской школы. Это реформы 1804, 1864, 1918 г.г. и нынешняя - четвертая, ключевой идеей которой является идея развития, а ключевыми словами -демократия и человечность.2 В основу проводимой реформы положены десять базовых принципов, обращенных одновременно как к обществу, государству, так и к самой системе образования:
1. Демократизация образования - цель, средство и гарантия необратимости реформы школы.
2. Плюрализм образования, его многоукладность, вариантность и альтернативность.
3. Народность и национальный характер образования.
4. Открытость образования.
5. Регионализация образования.
1 Личность, семья, школа (проблемы социализации школьников) / Под ред. С.Г. Вершловского. - Санкт-Иегербург,- 1996, С.7-8.
— *• * Л*
2 Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М.: Итсрпракс, 1996.
22
6. Гуманизация образования.
7. Гуманитаризация образования.
8. Дифференциация образования.
9. Развивающий, деятельностный характер образования.
10. Непрерывность образования.
Существенно то, что эти принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества, о чем свидетельствует, например, анализ многолетнего опыта сотрудничества с Советом Европы С.Е. Шишова и В.А. Кальней, представленный в книге «Мониторинг качества образования в школе». Авторы называют четыре проблемы, которые остаются общими для развития и становления образовательных систем в мировом сообществе:
- предоставить возможность получения среднего образования для всех;
- установить равновесие между целями общества и задачами школы;
- пересмотреть понятия «общая культура человека» для постиндустриального информационного общества;
- переориентировать образование на достижение «общественного блага».1 Авт оры отмечают также, что равновесие между целями общества и задачами
образования обращено к решению проблемы создания международного единого образовательного пространства, а приоритетными задачами среднего образования являются овладение знаниями, развитие личности, социализация. Акцент при их решении должен делаться на неразрывный характер образования и нацеленность его на развитие действительных компетенций (выделено мною - И.В.)
По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальней, ожидания государства от системы общего образования прежде всего заключаются
- в воспитании граждан, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального и всё более расслаивающегося общества;
1 Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с.
- Київ+380960830922