Ви є тут

Институализация и особенности функционирования информационных процессов в российском обществе

Автор: 
Ратиев Виталий Витальевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
302995
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ...........................................................4
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС...........................................................20
1.1. Методология исследования информационных процессов: достижения и просчеты..........................................................20
1.2. Специфика исследования информационной среды в контексте
модернизационных трансформаций....................................35
1.3 Актуальные теоретико-методологические проблемы исследования
информационных процессов в России.................................63
1.4. Эвристический потенциал институционального подхода в исследовании
информационных процессов..........................................77
ГЛАВА 2. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ФОРМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ......................................89
2.1. Историческое развитие «дописьменных» культурных и социальных норм
передачи информации...............................................89
2.2 Письменные культуры и новые формы передачи информации........109
2.3. Информационно-коммуникативные технологии как новая культурная
форма производства, сохранения и потребления информации..........128
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ..............................145
3.1 Особенности функционирования информации в социальном контексте: теоретико-методологический аспект................................145
3.2 Основные характеристики потребления информации в российском социальном пространстве..........................................164
3.3. «Массовое» и «Информационное общество»: основы взаимодействия.... 181
3.4. Взаимосвязь информационного общества и процессов формирования социокультурной «открытости».....................................209
ГЛАВА 4. ПРОЦЕССЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ.....................249
4.1. Социальные проблемы роста информационного производства и потребления..................................................249
4.2. Проблемы структурной и региональной информационной бедности 284
4.3. Значение государственных институтов в становлении информационного
общества.....................................................314
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................343
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................351
Приложения...................................................372
Формирование информационного общества в сегодняшней России целесообразно, на наш взгляд, рассматривать в рамках модернизационных трансформаций. Теория модернизации, хотя и подвергается критике со стороны многих ученых, тем не менее, несет значительный методологический потенциал, позволяя рассматривать историческую динамику (или ее отсутствие) социальных процессов.
Критики теории модернизации основываются на том, что она является отражением развития, прежде всего, западных обществ и не может быть экстраполирована на вес социумы. Эти работы восходят к трудам О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского. Отдавая дань провидческому гению названных ученых, мы должны иметь в виду вывод, сделанный в предшествующем параграфе: однозначные прогнозы относительно развития информационных систем вряд ли возможны, а значение конкретноисторических и социокультурных условий развития той или иной модернизирующейся страны делают невозможным понимание модернизации в её современной ипостаси как отражение развития западных обществ.
Эта «поливариантность» модернизационных процессов фиксируется О. Шпенглером. Он видит два подхода к изучению социального бытия: «мир как история» и «мир как природа». «Мир как история» основан на логике времени и судьбы, в то время как «мир как природа» - на логике пространства, ландшафта. Социальный мир может рождаться, подобно тому, как рождается произведение искусства, возникая из гениального озарения и каждая социальная форма — уникальная, самобытная, неповторимая — развертывается в культуре, нравах и быте народа, его науке и технике, городах и селах» *.
Инновационность социального мира, присущая в разной степени разным эпохам и государствам - явление постоянное, - это неотъемлемый признак социальной организации. Именно поэтому модернизация в современном мире
1 Шпенглер О. Закат Европы: В 2-х т. М., 1995.
37
- это способ существования общества. «Модернизация есть не путь «подготовки» Современности, не движение к ней, а ее, Современности, собственный способ существования, т.е. способ «совладать» с той проблемой, которой Современность и является. Поскольку же и в диахронии, и в синхронии истории эта проблема предстает в разных конкретных видах, постольку многообразна и модернизация: она выступает модернизацией разных сторон общественной жизни людей, использующей разные методы и дающей разные результаты»1, - пишет Б.Г. Капустин.
А поскольку, как мы полагаем, модернизация бесконечна, то трансформации российского общества в социально-историческом контексте всегда являлись особой темой для социологов: чрезвычайно трудной и актуальной. Главной темой русской философской мысли всегда была проблема «Что есть Россия и какова се судьба?». Сегодня в России идут процессы формирования информационного общества, которые «накладываются» на проблемы незавершенной модернизации, необходимости повышения эффективности социальных, политических, экономических и управленческих институтов. Российское общество и наблюдаемые в нем социальные процессы
— это еще не исследованный до конца социальный объект, причем мнения ученых часто расходятся даже относительно наиболее важных цивилизационных характеристик. Можно сказать, что исторический спор «западников» и «славянофилов» о социальной идентичности и судьбе России так еще и не завершен.
В русской социально-философской традиции критика модернизационных моделей развития имеет давнюю историю, наиболее значимой теорией здесь необходимо назвать теорию культурно-исторических типов Н. Данилевского. Еще в конце XIX века Н. Данилевским была высказана мысль (созвучная идеям Шпенглера, но рожденная независимо от них) о параллельных путях исторического развития различных социумов, что • методологически
1 Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М.: РОССПЭН, 1998, С. 87.