Ви є тут

Россия и Германия : Проблема ценностей в процессах трансформации общества

Автор: 
Шпилев Дмитрий Анатольевич
Тип роботи: 
Проблема ценностей в процессах трансформации обще
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
205
Артикул:
193173
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 4
РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННАЯ ГЕРМАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ О ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ 15
N
§ 1Л. Особенности современного
эмпирико-социологического понимания ценностей.....16
§ 1.2. Основные стратегии объяснения
причин ценностных изменений..........................19
§ 1.3. Ценностные изменения последних десятилетий.......39
§ 1.4. Особенности эмпирического исследования
ценностных изменений .............................51
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В
ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ .............................54
§ 2.1. Проблемное поле современного немецкого общества .54
§ 2.2. Ценности рынка и их влияние на молодежь..........57
§ 2.3. Особенности германского политического рынка......66
§ 2.4. Национальная идентичность Германии до и
после объединения....................................74
ГЛАВА 3. МОЛОДЕЖЬ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ.....................80
§ 3.1. Национальные проблемы и немецкая молодежь........80
§ 3.2. Молодежь в системе западной политической культуры 87
§ 3.3. Процессы социализации немецкой молодежи..........90
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ О ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
ГЛАВА 4. ПОИСК КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
НОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ........................97
§ 4.1. Дискуссии о национальной идее России.............98
§ 4.2. Русский этнос и проблема ценностей..............106
§ 4.3. Россия между Востоком и Западом ..............113
§ 4.4. Религия, история и опасность национализма ....118
3
ГЛАВА 5. ТРАНСФОРМАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ
И ЦЕННОСТИ НОВОЙ РОССИИ........................127
§ 5.1. Модернизация российского общества и факторы
изменения ценностных ориентаций.................127
§ 5.2. Системная трансформация современного
российского общества............................135
§ 5.3. Изменение системы ценностей в новой России ..142
ГЛАВА 6. СОЦИОЛОГИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.........................152
§ 6.1. Положение молодежи в России..................152
§ 6.2. Молодежь в системе культуры..................158
§ 6.3. Молодое поколение в системе правовых
и политических отношений .......................160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................163
БИБЛИОГРАФИЯ............................................173
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................198
v
19
ждение для таких ценностей, как партисипация (см. приложение, глоссарий) и безопасность. Анализ других ценностей опровергает эту гипотезу.
Гейнер Мойлеманн1 считает, что понятие ценности содержит несколько тесно связанных друг с другом элементов. Как социальная реальность, ценности являются абстрактными и общими; они — критерий для многих действий и ориентир для многих людей. Как психическая реальность, ценности долго остаются постоянными, их изменение происходит очень медленно; они должны выдерживать конфликт с осознаваемыми собственными интересами индивида, быть в состоянии пережить изменения пограничных условий. Ценности как бы всегда незримо присутствуют в нас, но очень сложно предугадать какие из них, став актуальными, будут играть главную роль.
§ 1.2. Основные стратегии объяснения причин ценностных изменений
В немецкоязычной социологической литературе ведется интенсивное обсуждение вопроса о том, существует ли изменение ценностей на самом деле или это только изобретение социологов? По мнению Эдера2 все, что обозначается понятием изменение ценностей, может означать самые различные вещи и в большинстве случаев этот термин используется в самом широком смысле. Под изменением ценностей понимается некоторое культурное изменение (развитие), которое является долгосрочным и, как правило, как считает Аллербек3, содержит определенную степень необратимости. Эдер пишет, что этот термин также может обозначать и различные ценностные конъюнктуры. Поэтому между значениями понятий конъюнктура (Konjunktur — нем.) и развитие (Entwicklung — нем.)
1 Meulemann, Heiner: Werte und Wertewandel: zur Identität einer geteilten und wieder vereinten Nation. Weinheim; München: Juventa-Verl., 1996.
2 Eder, Klaus,: Wertwandel: Ein Beitrag zur Diagnose der Moderne?AVertwandel — Faktum oder Fiktion?: Bestandsaufnahmen u. Diagnosen aus kultursoziolog. Sicht/Heinz Otto Luthe; Heiner Meulemann (Hg.). — Frankfurt/Mein; New York: Campus Verlag, 1988.
3 Allerbeck, K.R., 1985: Arbeitswerte im Wandel. MittAB 18: 209-216.
20
открывается возможность самых разнообразных толкований того, что именно измеряется в опросах и обозначается как изменение общественного мнения1. Кроме того не всегда ясно, можно ли считать изменение общественного мнения изменением ценностей.
Проблема изменения ценностей весьма основательно разработана в немецкой социологии и среди возможных причин, вызывающих изменение ценностей, немецкоязычные авторы формулируют целый ряд теоретических конструкций, наиболее признанными из которых являются теория институтов, теория социальной структуры общества, теория изменения общественного мнения, теория типов культур и теория процесса коллективного обучения. Рассмотрим основные позиции этих концепций подробнее.
Важной чертой теории институтов является то, что обычно институты рассматривались как второстепенный момент при объяснении процессов ценностных изменений. Важным моментом здесь является выяснение вопроса о том, насколько изменения в общественном мнении имееют социальное и институциональное воплощение. Институциональная точка зрения выдвигает на передний план рассмотрения социальную регистрацию процесса ценностных изменений. С институциональной точки зрения нужно задавать вопрос о последствиях изменения ценностей для институтов, регистрирующих эти изменения. В этой связи возникает проблема, связанная с тем, что может выдвигаться вполне логичное представление о том, что эти институты могут сами оказывать определенное влияние на социальные первопричины ценностных изменений. Эту проблему нельзя рассматривать только с теоретической точки зрения, так как существуют общественные механизмы, осуществляющие перевод трансформаций ценностных ориентаций в факты социальной реальности. Под общественными механизмами понимаются институты, регистрирующие (прежде всего, путем регулярных опросов общественного мнения) значимые (характерные) изменения и трансформирующие затем эти
1 Eder, Klaus,: Указ. соч., с. 258.