Ви є тут

Информационное обеспечение программирования социально-экономического развития региона

Автор: 
Филиппов Вадим Анатольевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270368
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................... 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ В НАУЧНОЙ ТРАДИЦИИ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ................................................. 25
1.1. Социологические исследования проблем информационного обеспечения программирования социально-экономического развития: рождение концепции программированного общества 31
1.2. Междисциплинарный подход к исследованию
информационного обеспечения программирования развития региона................................................. 68
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО
ПРОГРАММИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ.................. 89
2.1. Топология информационного пространства программирования
социально-экономического развития региона............... 89
2.2. Контур программирования регионального развития и
информационно - связанное управление................... 119
2.3. Программирование регионального развития на базе
региональных информационных систем..................... 127
2.3.1. Распределенный характер данных и информационные потоки в рамках существующей модели регионального прогнозирования 127
2.3.2. Информационное обеспечение программирования
регионального развития как межведомственный информационно-технологический комплекс................. 134
2.3.3. Информационная периферия и перспективы развития
информационного обеспечения программирования регионального развития................................. 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................... 147
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................... 157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что качество социальной реальности оказывается в значительной степени функцией от качества информационного обеспечения программирования развития. В настоящей работе мы сосредоточиваемся на изучении регионального аспекта проблемы, принимая во внимание то, что территориально Российская Федерация является суммой регионов, что масштабы социально-экономической сферы многих регионов сегодня, по замечанию Э. Тоффлера, уже превосходят масштабы национальных экономик недавнего прошлого [156, с. 567] и что в России последних лет региональные бюджеты составляют половину общей суммы консолидированного бюджета страны [32, с. 368-369, 448], то есть все то, что позволяет сегодня многим говорить о начале «региональной эры» в развитии [161, с. 74]. Так как исследование концепций программирования развития и его информационного обеспечения представляет из себя новое направление социологического анализа, то для более подробного обоснования актуальности работы, применяемых 8 ней подходов и определения основных используемых терминов представляется необходимым сделать следующие вводные замечания.
Современная Россия находится в глубоком системном кризисе. Если в период 1976-1986 г.г. доля РСФСР в мировом промышленном производстве составляла около 12 % (весь СССР - 20 %) [101, с. 338-343], то к 1995 г. доля России в мировом производстве сократилась до 1,2 %, а к началу 2001 г. упала до 0,6 % [160, с. 7]. Так как это беспрецедентное в новейшей истории сокращение национального потенциала не является результатом глобального военного конфликта, то причины кризиса и пути выхода из него следует искать в изменениях системы социального управления. При этом наиболее важным изменением стал отказ от системы директивного планирования развития и переход к практике дескриптивного прогнозирования. В российских регионах этот переход происходит с 1992 г. Кроме того, на региональном уровне сохраняется практика разработки целевых программ, представляющих из себя пакеты документов, содержащие описания увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексов научно-технических, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на решение приоритетных задач регионального развития [132, с. 1]. Подводя итоги десятилетнего опыта применения этих двух основных, согласно федерального законодательства 1Ю6], инструментов
3
собираются данные по затратам предприятий в ходе выпуска ими промежуточного продукта в отраслевом разрезе. Нет необходимых для построения неймановских траекторий данных, характеризующих производственные процессы в регионе и т.п Достоверность существующей статистической информации не всегда высока в связи с сокращением объемов выборки. Оказываясь перед проблемой отсутствия данных, исследователи, занятые социальным анализом, вынуждены строить модели, призванные избежать или сократить до минимума применение фактической информации. По замечанию В.Леонтьева, вместо конструирования теоретических моделей, способных сохранить тождественность сотен и даже тысяч переменных, необходимых для конкретного описания и точного анализа, в социальном проектировании начинают использоваться агрегированные показатели как пакеты данных, нивелирующие существующие факторы развития и приводящие к ошибкам при принятии решений [82, с. 22-23]. Информационная депривация ведет к депривации реальности, а отсутствие необходимых знаний об объекте ведет к неадекватному управлению. Не случайно, что наибольшая доля (от 30 до 40 %) неудач в условиях рынка объясняется сегодня ошибками прогнозирования и планирования; следующей (25-35 %) причиной неудач являются ошибки в обработке информации, а третьей по значению группой причин возникновения проблем является отсутствие данных, требующихся при постановке задач [31, с 88].
Появление вычислительной техники позволило расширить количество принимаемых во внимание в ходе социального анализа факторов развития, увеличив наши возможности оперирования с реальностью [166, с. 209-292]. С появлением компьютерного обеспечения внимание состредоточивается на центральном вопросе - о качестве и источниках данных [59, с. 25]. Средствами усиления возможностей при программировании развития становятся не только компьютеры, но и методы обработки информации [152. с. 6], способные представить регион как систему.
Кроме решающего значения для обеспечения программирования развития, качественное информационное обеспечение регионального управления само по себе является важным экономическим фактором развития. Как известно, недостаточность информации в управлении невыгодна, так как ведет к необходимости максимизации для обеспечения вариативности могущих быть востребованными действий. Обработка информации также требует значительных средств, а дублирующая информация и информационный шум снижают эффективность управления. Решающее значение в этих условиях приобретают
16
исследования с целью формирования информационного пространства, адекватно отражающего социальную реальность региона. Не следует также забывать о том, что информационные параметры модели могут сами по себе оказывать существенное влияние на динамику и механизмы развития реального общества: достаточно вспомнить рост затратности вследствие планирования вала в советской экономике [91, с. 580-590). В последние десятилетия роль информационного обеспечения для оптимальности развития значительно возросла в связи с резким усилением роли знания как непосредственной производительной силы. В развитых странах дела обстоят так, что даже небольшие проблемы с информационным обеспечением равносильны крупным потерям и ненаверстываемому отставанию от стран-лидеров [35, с. 3]. В докладе генерального секретаря ООН на 48-й сессии отмечено, что «разработка экономической политики во всех ее аспектах непременно требует надежного информационного фундамента. Процессы планирования и принятия решений правительством и частным сектором могут быть эффективными в том случае, если они базируются на точной и самой свежей информации. Участие населения в экономической, социальной и политической жизни может быть полнокровным только тогда, когда население также хорошо информировано. Не располагая адекватной информационной базой, страны в своих двусторонних и многосторонних переговорах оказываются в неблагоприятных условиях. Их доступ к информации о международных экономических, демографических, специальных и экологических процессах имеет первостепенное значение не только для принятия продуманных решений, но и для обеспечения конкурентоспособности и эффективности операций на международных рынках» [11, с. 60-61].
Все вышесказанное обосновывает актуальность исследования проблем информационного обеспечения программирования регионального развития на сегодняшнем этапе развития социального анализа в России.
Еще одной причиной необходимости настоящего исследования является недостаточная изученность темы. Характеризуя степень разработанности проблемы, мы можем констатировать практически полное отсутствие работ, специально посвященных исследованию проблем информационного обеспечения программирования регионального развития. Но решая задачи прогнозирования, планирования и программирования развития, многие авторы оказывались перед необходимостью анализа соответствующей информационной базы. Значительная часть таких исследований посвящена региональным аспектам проблемы.
17