СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
1.1. Сущность и содержание социализации детей с ограниченными возможностями ................................... 13
1.1. Роль социокультурных элементов в социальной реабилитации личности ребенка с ограниченными возможностями
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ХОДЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
2.1. Объективные и субъективные факторы, детерминирующие социокультурную реабилитацию детей с ограниченными возможностями ...................................... 56
2.2. Эффективность социокультурных технологий в ходе реабилитации детей с ограниченными возможностями
39
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
по
ПРИЛОЖЕНИЯ
131
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования продиктована необходимостью решения острых социальных проблем, связанных с нарастанием масштабов инвалидизации детей в России, в частности проблемы соци&чизации, адаптации и реабилитации детей-инвалидов и детей, находящихся в пограничных состояниях.
На фоне постоянного снижения рождаемости наблюдается тенденция роста количества детей-инвалидов1. В условиях кризиса всех сторон жизнедеятельности обостряются противоречия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями2. Это актуализирует необходимость научного осмысления, а также теоретического обоснования и практического развития условий и механизмов активизации социокультурных процессов в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В современном обществе происходит постепенное становление и усиление демократических эгалитарных установок, признание прав каждой личности, независимо от ес физического, психического или интеллектуального состояния. Проявлениями этих тенденций является укоренение представлений о праве каждого ребенка воспитываться в семье (Конвенция о правах ребенка, 1989) и расширение инфраструктуры социально-реабилитационных учреждений в помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
1 Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2000 год». - М., С.44 ' В настоящем исследовании будут использованы термины «дети с ограниченными возможностями», «дети-инвалиды», «дети в пограничных состояниях», «дети с особыми нуждами», «дети, нуждающиеся в особой заботе государства», «нетипичные дети». Эти понятия, близкие по содержанию, но не совпадающие, отражают различные аспекты социального статуса детей с ограниченными возможностями. Поскольку в практике деятельности органов и учреждений социальной защиты предусмотрены социальная помощь и социальная реабилитация для всех зтих категорий детей, а не только для тех, кто имеет юридически утвержденный статус ребенка-инвалида, - наше исследование охватывает проблемы социального развития детей, относящихся к данным дефинициям.
12
практических конференциях и семинарах, в том числе: «Индустрия 4 сервиса в XXI веке», 3-й международной конференции «Наука -
сервису 2001», «Паука - сервису 2002». Основное содержание диссертации отражено в 5 публикациях общим объемом 2 печатных листа.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературных источников и приложений.
V
13
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ » СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
1.1. Сущность и содержание социализации детей с ограниченными возможностями.
Глубокие изменения в духовной и материальной сферах развития общества обусловили социальную значимость проблемы социализации подрастающего поколения. Экономические и социальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, актуализировали задачу изучения механизма социализации детей и ^ анализа влияния на него меняющихся социальных условий. В
осмыслении и дальнейшей разработке вопроса социализации детей с ограниченными возможностями важную роль играет изучение и анализ состояния данной проблемы в прошлом, что позволит выявить ее продуктивность в исторической ретроспективе, обосновать применимость определенных концепций для анализа специфики социализации на разных возрастных этапах и активно использовать идеи предшествующих поколений исследователей данной проблемы.
Процессы социализации, адаптации и реабилитации рассматривались представителями различных научных школ, причем их выводы отличались разнообразием. Эти исследования нередко осуществлялись «на стыке наук», что объясняется сложностью самого социального феномена, его включенностью в различные сферы человеческой деятельности. К наиболее важным из них, на наш взгляд, * относятся концепции социализации, связанные с исследованиями
культуры и личности.
- Київ+380960830922