Ви є тут

Социальное партнерство субъектов рынков образования и труда в современной России

Автор: 
Кубицкий Сергей Иванович
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
370
Артикул:
192056
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................3
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению проблемы
социального партнерства субъектов рынков образования и труда..........26
Глава 1. Социологический подход к пониманию сущности социального
партнерства......................................................26
Глава 2. Взаимодействие субъектов рынков образования и труда в
контексте социального партнерства................................71
Раздел 2. Институциональный механизм партнерских отношений субъектов
рынков образования и труда в современной России......................115
Глава 3. Особенности формирования социального партнерства в
современных условиях России.....................................115
Глава 4. Институциональное воздействие образования на рынок
труда...........................................................155
Глава 5. Регулирование процессов рынка труда с помощью субъектов
социального партнерства.......................................214
Раздел 3. Основные направления по совершенствованию социального партнерства субъектов российских рынков образования и труда..............259
Глава 6. Роль профсоюза как субъекта партнерских отношений рынков
образования и труда...........................................259
Глава 7. Проблемы эффективности социального диалога профессионального образования и рынка труда........................288
Заключение...........................................................316
Список литературы....................................................331
Приложение...........................................................369
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется, во-первых, тем, что проводимые в России социально-экономические реформы привели к возникновению сложной и крайне противоречивой социально-экономической ситуации на рынках образования и труда. Дальнейшее осуществление этих реформ в значительной степени зависит от решения проблем, связанных с развитием партнерских отношений данных рынков, что закономерно предполагает необходимость обращения к теоретико-методологическому анализу понимания сущности социального партнерства как общественного феномена. В центре внимания такого анализа находится проблема взаимодействия субъектов рынков образования и труда. Это связано, прежде всего, с тем, что требуются новые формы регулирования социально-трудовых отношений на современном этапе развития российского общества. Значительный интерес вызывает теоретическое и практическое изучение социального партнерства субъектов рынков образования и труда.
Во-вторых, социально-экономические преобразования, начавшиеся в России в 1992 году, коренным образом изменили парадигму развития профессионального образования. Нацеленная в прошлом на выполнение целевого заказа система профессионального образования при переходе к рыночной экономике оказалась в трудных условиях. В ситуации спада производства и в процессе последующих экономических преобразований изменились отраслевая и профессиональная структуры спроса и предложения на рынке труда, от работников потребовались новые профессиональные знания и умения, усилилось значение ключевых навыков. Профессиональное образование в тот период было по-прежнему зажато в тиски действующих стандартов и не могло гибко реагировать на меняющиеся требования производства. К тому же оказалась разрушенной система базовых предприятий, ухудшилось финансирование профессионачьного образования в целом. Происходящие процессы
36
- труд и капитал являются взаимно дополняемыми элементами, без которых невозможно нормальное развитие общества.
Таким образом, мировая наука и практика постепенно приходят к отказу от радикальных способов решения проблем, от революционного пути с присущими ему издержками, возникающими в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учета интересов всех участников производственного процесса как к обязательному условию сохранения политической, экономической и социальной стабильности.
В идеальном варианте социальное партнерство как система было инициировано в конце XIX века германским канцлером Отто фон Бисмарком. В конце XIX века возник лак называемый рабочий вопрос. Рабочие проявили способность к самоорганизации против работодателей, а рабочее движение оказалось под сильным влиянием социалистических идей. Основываясь на практике обществ взаимопомощи в Германии и некоторых друг их странах, Бисмарк попытался привязать формирующийся рабочий класс к работодателям и государству, определить его место в социальной структуре общества. При этом он считал, что государство должно выступать третьей стороной в отношениях работодатель и работник. То есть система социального партнерства внедрялась сверху, и «железный канцлер» не мыслил ее без государственной опеки и даже предусматривал финансовое участие государства, что для XIX века было достаточно радикальной идеей.
Начиная с 60-х годов XIX века, поиски основы для частичного примирения классовых интересов осуществлялись в среде марксистов. К примеру, Ф.Лассаль включил в 1863 году в устав Всеобщего германского рабочего союза положение об уничтожении всех существующих в обществе классовых противоречий на основе всеобщего избирательного права.
Особенности взаимоотношений между трудом и капиталом объемно представлены в теории общественного развития К. Маркса. Его экономические исследования связаны с глубоким проникновением в социальную ситуа-
37
цию конкретного общества - капиталистического. В 1859 году К. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих нор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции» [177, 536]. В своих научных работах К. Маркс анализировал всесторонне поведение и сознание реально функционирующих экономических субъектов с точки зрения их интересов, потребностей, специфики социального взаимодействия основных носителей капи талистических отношений, однако у него практически в этом случае «снималась» сама идея какого-либо партнерства собственника и работника.
Собственно термин «социальное партнерство» появился в период Первой мировой войны. Рождение теории социальных реформ было вызвано обострением противоречий между трудом и капиталом. Данная теория должна была стать противовесом теории классовой борьбы, претендовавшей с середины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса. Вместе с тем изначально концепция социального партнерства как наиболее приемлемая форма социального взаимодействия в индустриальном обществе опиралась на этику Л.Фейербаха, концепцию «гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, идеи Ф. Лассаля и других теоретиков социал-демократического пути развития. Эти идеи были тождественны взглядам Э. Бернштейна и таких представителей либерального реформизма, как М. Вирт, О. Михаэлис и др.
Германский социал-демократ, последователь «этического социализма» и основатель «ревизионизма» Э. Бернштейн внес большой вклад в разработку идеолог ии социального партнерства, он заложил начало процессу сближению позиций либерализма и социализма. Цивилизованный мир ушел вперед от ге-