Ви є тут

Жизненные стратегии северян в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Дудник Олег Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270765
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу трансформации российского общества..............................10
§ 1. Современные методологические подходы к
исследованию постсоветского общества............................10
§ 2. Теория социального действия как парадигма
анализа меняющегося общества....................................39
Глава 2. Жизненные стратегии в северном
регионе.........................................................71
§ 1. Жизненные стратегии как инструмент
анализа трансформирующегося общества............................71
§ 2. Региональные особенности формирования
жизненных стратегий северян.....................................87
§ 3. Основные модели жизненных стратегий
северян в постсоветской России.................................101
Заключение.....................................................139
Библиография...................................................148
Приложение.....................................................162
ВВЕДЕНИЕ
В Советском Союзе были достаточно распространены жизненные стратегии, альтернативные нормативно доминировавшему образу жизни, преследующие прежде всего восходящую социально-экономическую мобильность. Речь идет о мигрантах на Дальний Восток и на Север. Понятие альтернативности означает здесь, что данные стратегии требовали от индивида наличия у него достаточно высокого адаптивного потенциала, специфического социального и культурного капитала, и видимо, определенных личностных качеств1. Их преимущества заключались в более быстром достижении высокого но советским меркам материального положения, более быстром продвижении к карьерным вершинам в рамках болсс «мягкой» региональной социальной структуры и т.д. По повышенные возможности восходящей социальной мобильности на Севере сопровождались экстремальностью условий жизнедеятельности, а с медицинской точки зрения и нанесением прямою ущерба своему здоровью“. Подобные стратегии можно заслуженно назвать «стратегиями продажи здоровья», и в этом смысле, т.е. в социально-экологическом аспекте, также можно говорить об их альтернативности. Однако «альтернативность» социально-структурная была во многом иллюзорной, т.к. именно государство инициировало их появление, стимулировало их развитие и контролировало их реализацию. Как следствие, указанные стратегии были достаточно институционализированы и интегрированы в социокультурный контекст. Формирование указанных стратегий происходило под влиянием ряда специфических факторов: маенггабная
1 Бнрхжов А.М. Стойкость кпк необходимое условие сущссгвовпнн* ссвсрянинлСсвсро-Восток России: проблемы экономики и народонаселения: расш. Тс». докл. Раной. Науч. конф. «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее». Mai van. 31 марга- 2 апрепл 1998 г.: спи. ред. О И.Гончар:«. Т. 2. Магадан: ОАО «Селероаостшояохол, 1998
3
правил и норм, нарушить которые не позволено никому»33. Таким образом, жизненный стиль доступен выбору со стороны действующих индивидов, в отличие от традиции или канона, навязываемых акторам со стороны культуры.
Находясь на концептуальных позициях репрезентативной культуры. Ионии рассматривает советскую и постсоветскую культуры как соответственно моностилистическую и полистилистическую, и именно анализ советского общества в категориях моностилистической культуры представляет собой «ключ к пониманию специфики социальных и культурных процессов, происходивших в Советском Союзе»4. Что же такое моностилизм? Ионин пишет по этому поводу: «если любая из жизненных форм, любой из культурных стилей, понятых как репрезентативная культура группы, распространены на все общество, то это означает, что данное общество - общество моностилистической культуры»’5. Анализ же постсоветского общества в категориях полистилистической культуры констатирует, по Нонину, деканонизацию, неупорядоченность, детотализсщию, «культурную терпимость», диверсификацию, эзотеричность, ателеологичность и некоторые другие характеристики, свойственные постсоветской репрезентативной культуре, или как пыразился Ионин, стилевой промискуитет как специфическое свойство транзитивности. Культурный разрыв, произошедший после «гибели» советской культуры, имел следствия, важные и для нашего анализа: «во-первых, распад привычного образа мира влечет за собой массовую дезориентацию, утрату идентификаций на индивидуальном и массовом уровнях, а также на уровне общества в целом. Мир язя человека и человек для самого себя перестают быть прозрачными, понятными, знакомыми. Во-
“ Таи же, с. 179
54 Там ак, с. 204 “Там же, с. 197
17
вторых, немедленно начинается поиск новых культурных моделей, призванных восстановить мир как целое, пусть иное, чем раньше, но равным образом понятное и упорядоченное»1'’.
Осуществляющийся Иошшым при анализе трансформирующегося российского общества переход от рассмотрения культуры к рассмотрению биографий, на наш взгляд, весьма симптоматичен: мы находим eure одно подтверждение своей гипотезы о теоретической непродуктивности исследования трансформирующегося российского общества с позиций «высоких» теорий. Большинство известных авторов избирают в качестве методологии исследования трансформационных процессов микросоциологическис концепции. такие как феноменология, символический шггеракциошпм, этномстодология и многие другие, как более адекватные решению поставленных задач, пониманию происходящих процессов.
Почти во всех исследованиях постсоветского общества фиксируется феномен массовой деидентификации, не является исключением и работа Нонина: «с феноменологической точки зрения утрата идентификации проявляется как потеря человеком способности вести себя так, чтобы реакция внешнего мира соответствовала его намерениям и ожиданиям. Человек видит и понимает, что мир перестает реагировать на его действия адекватным образом. Его перестают «узнавать» партнеры по взаимодействиям, которые раньше не представляли проблемы и протекали как бы сами собой. Человек становится неузнаваемым для мира, так же, как и его действия: самые элементарные и привычные из них не вызывают соответствующей, столь же элементарной и привычной реакции. Человек как бы перестает отражаться в зеркале социального мира. В результате он становится неузнаваемым для самого себя»17, а «с точки зрения
’* Таи же. с. 231 ” Таи же. с. 232
18