Ви є тут

Социокультурные изменения современной российской полиэтнической провинции

Автор: 
Фролова Юлия Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
371
Артикул:
192161
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию современного российского общества
1.1.Принципы построения и функционирования сложноорганизованных динамических систем
1.3.Системный анализ социокультурного ресурса России
1.3.Системные трансформации современного российского общества Глава II. Сонистальная полинариаш ность трансформирующейся России
2.1. Трансисторические структуры и самоорганизация российского периферийного социума
2.2. Культура - смыслообразующее ядро российского общества
2.3. Ценностные основания современного российского общества Глава III. Современная российская провинция в контексте общесистемных изменений
3.1. Провинция как социокультурное пространство реализации общесистемное алгоритма
3.2. Специфика обшекультурного пространства в полиэтнической провинции
3.3. Социокультурные особенности средних слоев населения современной российской провинции
Глава IV. Этнокультурная специфика и миграционные потоки на юге России: взаимосвязь явлений и социальная динамика
4.1. Проблема этнической идентификации в социокультурной системе современной России
4.2. Влияние мифационной ситуации на социокультурные, экономические и демографические перспективы южнороссийской провинции
4.3. Системный анализ особенностей миграционной ситуации в современной южнороссийской полиэтнической провинции Заключение
Список использованной литературы Приложения
3
37
43
62
76
87
88
102
132
166
167
191
221
251
251
263
272
290
298
314
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В конце XX века Россия вступила в фазу системных трансформаций, продолжающуюся до настоящего времени. Социально-экономические, политические и культурные процессы двух последних десятилетии изменили основные стандарты жизни россиян, их политические приоритеты, экономические отношения, социальную структуру общества. Масштабность и стремительность трансформаций привели к отчуждению социальной деятельности человека от его терминальных нравственных ценностей, так как морально человек медленнее адаптируется к изменяющимся внешним условиям, чем физически. В связи с этим переживания людей, вызванные кризисом, отразились па всем социокультурном облике постсоветского российского пространства.
Условием выживания в неустойчивой социальной среде стал поиск успешных моделей социально-экономического поведения, адаптированных к новой реальности. Осложнили ситуацию масштабнейшие миграции, ускорившие маргинализацию населения и поляризацию общества, как п имущественном, так и в социокультурном плане. Однако проблема не только в резком росте социальной дифференциации, нестабильности личностных перспектив и беспрецедентном прессинге новых ценностных моделей, обрушившихся на россиян. Очевидна масштабность культурно-ценностного конфликта, несогласованности поведенческих паттернов различных социальных слоев населения жителей столиц и отдаленных провинций.
Для большинства россиян понятным и единственным доступным социокультурным пространством является российская провинция, со специфическими характеристиками, слабо соответствующими реформационным веяниям. Все это вот уже 20 лет обостряет масштабность не только социального, но и антропокультурного противостояния в России, недооценивать последствия которого опасно.
36
искать другие места для жизни. Главным образом иммигрируют представители квалифицированного русскоязычного реципиентного населения южнороссийских провинций, экономически и социально активного возраста. Миграционный же поток в последние годы приносит в основном неквалифицированную рабочую силу, часто пополняющую криминогенную среду. Еше одна проблема южнороссийских провинций - диаспорность и большие семьи мигрантов, чьи культурно - религиозные установки на многодетность и ограничение социальной активности женщин (жен мигрантов-мусульман), не позволяют им пополнить численность активного трудоспособного населения. Однако они же создают дополнительную финансовую нагрузку на бюджет области в связи с необходимостью выплат социальных пособий на многочисленных детей (при официальной регистрации). Все это провоцирует росі ксенофобии и этнофобии, что может привести к нарушению хрупкого баланса мирного сосуществования в многонациональных российских провинциях юга. Политика же замалчивания этой проблемы бесперспективна и опасна.
37
ГЛАВА I
Теоретико-методологические подходы к исследованию современного
российского общества.
На исходе XX века наше Отечество еще раз сделало кардинальный поворот своей истории. Развал СССР, крушение привычной идеологии, рыночные реформы и т.п. обострили интерес к проблеме социокультурной специфики и исторического пути России. Возродились споры между сторонниками ориентации страны на западные стандарты и приверженцами специфически российской модели существования. Однако оба подхода ориентированы на идеализированные образцы. Одни видят воплощение идеала в постиндустриальных обществах Западной Европы и США, другие - в идиллических представлениях о российской патриархальности. Подобные рассуждения тиражируются политиками и публицистами, не имеющими представлений о подлинном устройстве и бытии ни западных социумов, ни России. В результате интуитивные догадки и предвзятый отбор фактов порождают спорные суждения по столь сложной проблематике.
За последние два десятилетия вопросу о судьбе Российской цивилизации посвящено немало исследований. Радикальные преобразования российского общества постоянно дают новый материал для изучения и сопоставления. Однако не каждый автор, говоря о перспективах страны, переходит от рассмотрения внешних исторических, идеологических и экономических пластов Российской жизни к глубокому социально-философскому анализу всей социокультурной системы страны. Между тем, исследование российских социокультурных трансформаций в рамках общесистемного подхода, дает представление о принципах развития и перспективах нашего общества.
Преобразование общественных отношений в России за последние двадцать лет привело к смене основных стандартов жизни: экономических, политических, культурных и других. Масштабность и стремительность трансформаций породили отчуждение между социальной деятельностью