Ви є тут

Город в структуре гражданского общества : Социологический анализ на примере города Хабаровска

Автор: 
Скоромец Елена Климентиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274186
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
13
13
24
39
57
57
75
113
135
142
152
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Город в условиях системной трансформации Российского гражданского общества
1.1 Город как социальный объект: сущность и методологические аспекты изучения
1.2 Городское сообщество в условиях социальной трансформации
1.3 Урбанизация и становление гражданского общества
Глава 2 Город: система ценностей и образ жизни
2.1 Город как социокультурная целостность гражданского общества
2.2 Городская среда как самоценность гражданского общества
2.3 Формирование системы ценностных ориентаций горожанина
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании обусловлена анализом процесса развития современного этапа российского общества, его усложнения и модернизации, вхождения в новый социальный мир. Происходящие глубокие
л
перемены в социальных системах еще не получили достаточно полного освещения в литературе, хотя реальная потребность в их всестороннем анализе велика.
В настоящее время возрастает необходимость рассмотрения сущности гражданского общества, его оснований и структуры, особенностей его становления. Прошедшие в 90-х годах XX века дискуссии по данной теме выявили недостаточность частнонаучных предметных подходов, отсутствие четких теоретико-методологических моделей формирования гражданского общества. Смысловая размытость, недостаточная определенность термина "гражданское общество", отсутствие четкой границы между описательными и нормативными аспектами являются источниками дополнительных трудностей при выявлении сущности гражданского общества.
Одним из наиболее "неудобных" и "неприятных" для концепции гражданского общества вопросов, не имеющих пока удовлетворительного * решения, является вопрос о критериях, руководствуясь которыми можно было . бы безошибочно установить, какие элементы социума образуют структуру гражданского общества, а какие остаются вне се. Без учета подобной социологической, культурно-антропологической конкретики, многие построения, связанные с концепцией гражданского общества, оказываются обреченными на абстрактность, на чисто схоластическое соответствие демократической теории, оторванной от жизни и плохо согласующейся с
■V
Особое значение в условиях действующего с 1995 года закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" приобретают проблемы обеспечения городской общности материальными и человеческими ресурсами, возможности укрепления и возрождения личности в период изменения социального пространства. При этом ключевыми элементами указанных проблем становятся задачи структурной и технологической перестройки управления городом, особенно в области социальной деятельности, создания условий для развития личности. Для подтверждения названных приоритетов необходим анализ отечественного и зарубежного опыта в системе взаимоотношений государства и самоуправлснчсских единиц на уровне городской общности, выявление потребностей его населения, а также его способностей к объединению в различные сообщества, группы.
Город - то место, где все мы живем. Особым образом строим свои судьбы, организуем жизнедеятельность, ставим определенные цели, обусловленные нашими ценностями, убеждениями, стремлениями и желаниями. Их возникновение продиктовано особой городской атмосферой.
Город следует рассматривать как форму организации социальной жизни, без которой невозможно современное общество. В современном мире наблюдается значительное развитие городов, их превращение в города-мегаполисы, смещение интересов городских и сельских жителей в пользу первых, рост значимости городской культуры в становлении творческой личности. Все это заставляет представителен различных социальных наук проявлять интерес к городу как социальному феномену.
Особое место при анализе проблем города уделено в социологическом наследии Роберта Парка. Практически все социальные проблемы, которые исследовал Парк, размещались и развивались в городской среде. Его экологический подход отнюдь не ограничивался городской средой, однако свое
конкретное выражение он получил исключительно в связи с развитием мегаполисов. Отсюда и ярлык Парка как теоретика социологии города. Город представлял для Парка удобный «локус исследования», поскольку именно здесь любая особенность человеческого поведения концентрировалась на относительно малом (обозримом) пространстве, где отмечался стремительный рост общественных институтов.
Р. Парк зафиксировал ряд принципиальных методологических позиций -как в отношении города, динамики его социального развития и дифференциации, так и в области социальных наук, достигших такого состояния, когда стало возможно организовать и провести социологический эксперимент. Город - это лабораторный инструмент, похожий, наверное, на увеличительное стекло или микроскоп, поскольку он как бы усиливает, выпячивает и делает ярко выраженными любые особенности человеческой природы и поведения. Одновременно с этим, город контролирует и направляет наблюдения исследователя. Такие исследования можно проводить как над индивидуальным поведением, так и над социальными институтами, и над городским сообществом в целом, «...город и городская среда представляют собой наиболее последовательную и в целом наиболее успешную попытку человека преобразовать мир, в котором он живет, в наибольшем соответствии со своими сокровенными желаниями. Но если город - это сотворенный человеком мир, то это мир, в котором ему и приходится теперь жить. Таким образом, сотворив город, человек, невольно и не представляя себе отчетливо смысла этой работы, преобразил самого себя. Примерно в этом смысле и в такой связи мы представляем себе город как социальную лаборатории^ 135].
Совершенно очевидно, что здесь Парк выступает противником чисто экономического подхода к процессам в городе. По его мнению, город, прежде всего, состоит из сообществ, а каждое сообщество до некоторой степени