Ви є тут

Особенности социокультурной адаптации незрячих людей в российском обществе

Автор: 
Лоторева Екатерина Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299334
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИИ
Введение...............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной адаптации незрячих людей..............................................14
1.1. Особенности незрячих людей как специфической социальной
группы................................................................14
1.2. Адаптации незрячих людей в социокультурной среде............37
Глава II. Особенности адаптации незрячих людей в современной..........61
социокультурной ситуации..............................................61
2.1. Ценностные ориентации незрячих людей........................61
2.2. Жизненные трудности незрячих людей в процессе социокультурной адаптации.............................................................81
2.3.Основные направления повышения эффективности социокультурной
адаптации незрячих людей в современных условиях......................101
Заключение...........................................................126
Библиография.........................................................138
11риложения................;..................................... 164
Введение
Актуальность исследования. Одна из целей развития мирового сообщества состоит в сохранении и укреплении физического, социального и духовного здоровья людей. Однако на рубеже тысячелетий человечество встретилось с проблемами глобального масштаба: экологическими,
экономическими, социальными, нравственными. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире в настоящее время насчитывается 40 миллионов слепых. В России год от года растет число слепых и слабовидящих граждан. На сегодняшний день по официальным данным в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих людей.
Зависимость незрячего человека от окружающей среды, других людей чрезвычайно велика. Даже частичная компенсация этой зависимости существенно облегчает ему жизнь.
Резкое нарушение функций зрительного анализатора является для индивида одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих физиологию, психику и поведение человека. Потеря зрения оказывает психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят как от тяжести зрительного дефекта и личностных особенностей ослепшего, так и от причины потери зрения, динамики развития глазного заболевания, стажа слепоты, степени тяжести сопутствующих заболеваний, дополнительных психотравмирующих факторов (внутрисемейные конфликты, бытовые конфликты с соседями, потеря социального статуса, социальное одиночество, социофобия и так далее). В этой связи необходимо проводить мероприятия, направленные на максимально эффективную интеграцию незрячего в общество. Интеграции незрячих инвалидов в общество способствует успешная социокультурная адаптация. Однако существующая в настоящее время в России система адаптации незрячих не способна эффективно помочь реально нуждающимся лицам с ограниченными возможностями зрения.
16
степени нарушения основных зрительных функции (например, острота зрения). Для дальнейшего рассмотрения личности незрячих приведем определение понятий «острота зрения», «зрячий человек» и «незрячий человек».
Врач Е.М. Белостоцкая под остротой зрения подразумевает «способность глаз видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними». За нормальную остроту зрения принимается «способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте». В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются:
1. слепые - острота зрения в очках не превышает от 0 до 0.04 (от 0 до 4 %) на лучше видящем глазу;
2. слабовидящие - острота зрения от 0.05 до 0.2» [151,9].
Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:
1. абсолютно или тотально слепых;
2. частично или парциально слепых, имеющих либо светоощушение (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04 [134,15].
«Немалое значение уделяется времени наступления слепоты:
1. слепорожденные - к этой группе относят людей, потерявших зрение до становления речи, примерно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений;
2. ослепшие - потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы памяти» [150, 9].
Социолог В.П. Кузьмин предлагает термины «слепой», «незрячий», «человек, лишенный зрения», «человек утративший, потерявший зрение», «инвалид по зрению», «человек с ограниченными возможностями зрения», «человек с нарушениями (нарушенным) зрения» считать однопорядковыми по
объему понятиями, различающимися простой и сложной формой, ступенью конкретного содержания, определенностью и неопределенностью объемов, непосредственным и опосредованным характером связи содержания с обозначаемыми объектами и их свойствами [125, 23].
Мы не согласны с тем, что социолог В.П. Кузьмин данные термины приравнивает к однонорядкоеым по объему, так как эти понятия различны по содержанию, структуре. Нельзя ставить на одну ступень «инвалида по зрению» и «человека с нарушением зрения», у них разная слепень потери зрения.
На наш взгляд имеет смысл употреблять вместо понятия «слепой», понятия «незрячий», «человек, потерявший (утративший, лишенный) зрение». Это позволит учитывать этическую и психологическую стороны восприятия незрячими текста, где о них идет речь. Но в научных исследованиях подобная замена допустима лишь из чисто стилистических соображений. Термин «слепой» наиболее полно отражает состояние, суть явления, особенно инвалидов первой группы по зрению. Особенности второй и третьей групп емко фиксируют понятия: «слабовидящие», «остаток зрения». Из сказанного следует, что в дальнейшем исследовании, наряду с понятием «слепой», будут употребляться и другие указанные выше термины, выражающие степень утраты способности видеть, как и термины «незрячий» и «зрячий» человек. Под «зрячим» подразумевается человек, органы зрения которого функционируют без каких-либо физиологических отклонений, лишены патологических и физиологических дефектов. Зрение осуществляется на оба глаза в естестве!шых условиях при достаточном дневном освещении в пределах относительного порога восприятия вещей. Такое зрение считается эталоном или принимается за единицу [134,13].
Некоторые социологи считают, что нарушение зрения приводит к ряду отклонений в формировании личности утративших зрение и к появлению негативных характерологических особенностей. К таким особенностям, возникающим в связи с полной или частичной утратой зрения, относятся