ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИНФОРМ А1ЩОННО-А НАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ....................................15
1.1.Генезис понятия «информационно-аналитическая культура» в социологической науке.................................15
1.2. Сущность и структура понятия «информационно-аналитическая
культура сотрудников органов внутренних дел»......42
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.................95
2.1. Информационно-аналитическая культура сотрудников органов внутренних дел в России и зарубежных странах: сравнительный социологический анализ..................95
2.2. Развитие информационно-аналитической культуры сотрудников
органов внутренних дел РФ (по материалам социологического исследования)....................................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................162
ЛИТЕРАТУРА...................•...............................170
Приложения:
1. Анкета экспертного опроса по теме: «Информационно-аналитическая культура сотрудников органов внутренних дел: специфика и актуальные проблемы повышения уровня ее развития»....................204
2. Выдержки из должностной инструкции сотрудника информационноаналитического подразделения..............................215
3. Выдержки из нормативных правовых документов по теме диссертационного исследования.............................216
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Информационно-аналитическая деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, определяемая социальным заказом общества, из года в год претерпевает значительные изменения. Очевидно, что объективные процессы, происходящие в современном российском социуме в период длительных социальных трансформаций, активное внедрение НИТ в работу органов государственной власти, интенсификация процессов профессионализации информационной деятельности предъявляют новые требования к личностным и профессиональным характеристикам сотрудников органов внутренних дел.
Исторически обусловлено, что именно информационно-аналитическая деятельность в органах внутренних дел организационно обеспечивает выработку и реализацию сгратегических решений в системе Министерства внутренних дел России на главных направлениях борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности граждан РФ. В данных условиях недооценка роли информационно-аналитической культуры сотрудников снижает обоснованность и эффективность принимаемых управленских решений, что отрицательно сказывается на процессах предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
Социальный статус информационной аналитики как средства раскрытия сути происходящих событий и прогнозирования их дальнейшего развития уже общественно признан. Лимитирующим фактором в современных информационных процессах по-прежнему остаются кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые способы эффективного анализа информации. Специфический характер ведомственного анализа придаст особенный колорит и возводит в максимум социальную значимость его итога. Однако сущностные стороны информационно-аналитической культуры сотрудников органов внутренних дел РФ, ключевые направления процесса профессиональной подготовки специалистов для информационно-аналитических отделений органов
20
накопления, переработки, трансляции информации и превращения ее в знание.
В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Информационная культура представляет собой единство актуальной и накопленной культур, автором видится как результат и как процесс одновременно. Информационная культура по своей природе функциональна. Не поддерживаемая усилиями человека и не потребляемая им, она разрушается, угасает и гибнет.
В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Здесь зачастую преобладание информационнотехнократического аспекта не позволяет наиболее широко охарактеризовать понятие «информационная культура», что определено сложностью понимания категории «информация» (лат. informatio - разъяснение, изложение) - передача сообщений между передающей и принимающими системами, что ведет к изменению разнообразия последней.1 В связи с тем, что достаточное количество диссертационных и монографических работ по философии, социологии, информатике, кибернетике и иным направлениям научной мысли посвящено определению значения данного термина, автор подробно на нем не останавливается. Теоретической базой в вопросе осмысления понятия «информация» автору служили работы следующих ученых: Н. Винера, К.Э. Шеннона, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула и других.
Вместе с тем, все определения понятий «информационная культура» привести в диссертационной работе нет возможности, поэтому автор
1 Российская социологическая энциклопедия / Под ред. ГВ.Осипова - М , 1999. - С. 170.
ограничивается теми подходами, которые наиболее полно позволяют рассмотреть предмет диссертационного исследования.
Таким образом, определяя информационную культуру личности, исследователи рассматривают ее с различных точек зрения: как отдельные знания, умения, навыки в области информатики и информационных технологий (информационную грамотность), готовность человека к использованию в общекультурной и профессиональной деятельности, или компетентность в этой области; определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию (Е.А. Медведева1, ЭЛ. Семенюк2), новый тип общения (В.Н. Михайловский); как «гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-необходимой информации» (М.Г. Вохрышева, Н.Б. Зиновьева)3; «методология, методика и мировоззрение методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации»4; как характеристика уровня развития, общества (Т.Н. Соснина); социально значимый способ жизнедеятельности личности в информационной среде, в которой можно отметить количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего; как достигнутый уровень организации информационных процессов, степени удовлетворения в информационном общении, эффективности- создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации» (Т.С. Коваль)5, «качественная характеристика
1 Медведева Е Л. Основы информационной культуры // Сонис. - 1994. - № И.
2 Семешок Э JI. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ Сер. I - 1994. - №7
3 Личностно-ориентированная направленность информационной культуры рассмотрена в работах: Зиновьева Н Б Информационная культура личности: Введение в курс. - Краснодар, 1996,- С.115; Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. Вып.6. Методология и организация информационно-культурологических исследовани. - М.; Магнитогорск, 1997.
1 Зубов Ю.С., Сляднепа Н.Л. Человек в пространстве и времени: Информационный аспект проблемы // Информационная культура личности: Прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар.науч.конф (Краснодар-Новороссийск, 11-14сент. 1996 г.).-Краснодар, 1996.-С.16.
S Коваль Т.С. Развитие понятия «информационная культура личности» И Вестник ТГ'ПУ. - 2007. - Выпуск 7 (70).-С. 72.
- Київ+380960830922