2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Динамика доступности образования в современных трансформационных процессах.................................................17
1.1. Социологическая концептуализация проблемы доступности образования................................................17
1.2. Сравнительный анализ и эволюция доступности образования
в социально-историческом аспекте...........................34
Глава 2. Сравнительный мониторинг доступности образования Германии й России........................................................56
2.1. Специфика и доступность образовательной системы Германии .......................................................58
2.2. Особенности российской системы образования на современном этапе и анализ ее доступности..............................84
Заключение.......................................................122
( Список литературы.................................................126
Приложения.......................................................142
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность научного сравнения образовательных систем России и Германии определяется их общностью. При всей самобытности российской системы образования она по своей структуре, содержанию и технологиям близка к западно-европейской системе, в частности к немецкой модели, явившейся ее исторической основой. Социально-экономическое и культурное сближение наших стран на протяжении большого исторического периода предопределило формирование общих черт, в том числе и в сфере образования. В истории образовательной политики Германии и России накоплен определенный опыт по обеспечению широкой доступности образо-
I
вания.
В настоящее время экономические, политические, культурные отношения Германии и России обрели значительную интенсивность по сравнению с предыдущими годами. О необходимости новой культуры обучения говорил федеральный канцлер Г.Шрёдер на заседании германского Бундестага. Доступ к образованию он назвал социальным вопросом XXI века. На * VII съезде ректоров России 2002 года президент Союза ректоров, ректор МГУ В.Садовничий также подчеркнул необходимость высокой доступности образования. Таким образом, доступность образования — это политическая задача, более или менее общая для большинства стран.
Исследование проблемы доступности образования на современном этапе диктуется не только теоретическими и практическими потребностями сферы образования, но и процессами, включающими экономические, политические и социальные трансформации в обществе, влекущие за собой изменения в социальной политике стран всего мира. Эти изменения связаны с процессами глобализации и демократизации национальных систем образования. В условиях глобального рынка труда вырабатываются общие принципы образования, что закономерно приводит многие страны к новому «об-
15
проблематику тенденций социальных трансформаций современного общества в контексте доступности образования и имеют значение для развития перспективных направлений социологии образования и социальной антропологии. Результаты и выводы диссертационной работы представляют значимость для развития и совершенствования социальной политики в области образования, а также могут быть привлечены в программах гражданского образования и при разработке учебных курсов для студентов и аспирантов гуманитарных направлений.
Апробация работы. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, были представлены на заседаниях кафедры социальной антропологии и социальной работы (2002-2004), методологических семинарах для аспирантов и магистрантов по социологии СГТУ (2002-2003), Международных, Всероссийских и межвузовских научных конференциях: «Информационные технологии и управление в образовании» (Ба-лаково, БИТТиУ, 2002), «Образование для всех: пути интеграции», «Профессионализация социальной работы: образование для практики», «Трудовые ресурсы региона: состояние, перспективы развития» (Саратов, СГТУ, 2003), «Актуальные проблемы модернизации современного российского образования» (Саратов, ПАГС, 2004), «Социально-экономическое развитие России в условиях современных трансформационных процессов», «Теория и практика межуровневого взаимодействия хозяйственных систем» (Саратов, СГСЭУ, 2004), «Стратегия и тактика социально-экономического развития общества» (Астрахань, 2004), «Особенности* постсоветских трансформационных процессов», «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания», «Потенциал развития России XXI века», «Региональное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (Пенза, ПГУ, 2004), «Молодые женщины в науке» (Иваново, ИвГУ, 2004), «Системы управления качеством высшего образования» (Воронеж, ВГУ, 2004), «Социальная сфера общества: региональные
16
особенности, тенденции развития, подготовка кадров» (Санкт-Петербург, СПбГАСЭ, 2004).
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано восемь печатных работ общим объемом 2,4 печ.л.
Структура диссертации включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, список литературы и приложения.
- Київ+380960830922