Ви є тут

Модернизация российского военного образования в условиях информационного общества

Автор: 
Тарская Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
303415
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................3
Первый раздел. Концептуализация культурно-информационной парадигмы модернизации образования в постиндустриальном обществе............30
Второй раздел. Историко-коммуникативная и информационная идентичность в развитии военного образования в России.......................93
Третий раздел. Особенности модернизации высшей военной школы в условиях информационного общества.....................................128
Четвертый раздел. Культурно-информационные механизмы формирования вузовского коллектива как коммуникативной общности..............161
Пятый раздел. Модель развития культурно-информационного содержания
медийного образования...........................................234
Заключение................................................274
Список использованной литературы..........................281
Приложения................................................296
2
Введение.
Актуальность исследования обусловлена объективной социальной потребностью в проектировании адекватной вызовам XXI века системы российского военного образования, находящейся в процессе модернизации. Россия, как и другие страны, идет в своем цивилизационном развитии к формированию основ информационного общества. В этих условиях существует объективная потребность в реформировании всех социальных институтов, одним из которых является институт военного образования. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ подчеркивается необходимость последовательного укрепления Вооруженных Сил, соизмерения задач по их модернизации с социально-экономическими возможностями, социокультурными традициями, а также характером потенциальных угроз и динамикой международной политической обстановки. При этом на первый план выдвигаются такие задачи, как: переход к профессиональной армии; формирование принципиально новой кадровой политики и системы профессиональной подготовки; обновление теории и практики военного строительства; организация структурной перестройки войск и военного управления; повышение престижа военной службы; демократизация и гуманизация внутриармейских отношений; формирование общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны. В своем Послании Президент страны Д.А.Медведем обращает внимание на совершенствование социальных механизмов, обеспечивающих качественное перестроение и функционирование вооруженных сил в целях обеспечения национальной безопасности России.
В настоящее время одной из главных детерминант цивилизационных изменений является информационная революция. Она сопровождается бурным развитием массовых коммуникаций и многообразием потоков информации. I ^является новый тип общества — постиндустриальное, информационное, главным субстратом которого является «информационная личность» (Е.Павлова). В связи с этим актуализируются проблемы «интеллектуального капитала», «эконо-
з
экономического развития России является построение информационного общества или общества знаний, где знания и информация рассматриваются как ресурсы развития страны.
Первое употребление понятия «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши в 1960-х гг. Тогда высокоиндустриалыюе общество определялось как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства’. Существенным толчком для развития идей глобального информационного общества послужил выход в 1973 году книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования».4 Определяющей чертой постиндустриальной стадии развития является, по мнению Белла, переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. По мерс развития электронных средств массовой информации и информационных технологий, которые постепенно трансформируются в коммуникативные технологии, в научных кругах все более активно велась дискуссия о роли информации в жизни общества. Такие исследователи, как М.Маклюэн, Э.Тоффлер, М.Кастельс, Н.Винер, Р.Ф.Абдеев, Ю.Ф.Абрамов, Г.Хакен, Д.С.Чернавский рассматривают формирование на основе информации различных концепций общества, государства, политической системы, культуры. Например, М.Маклюэн видит массовую коммуникацию, с одной стороны, как структурно оформившуюся сферу жизни общества и его часть, а, с другой стороны, как таинственную силу, имеющую над этим обществом все возрастающую власть. В трудах современных ученых5 утверждается, что информационная сфера пронизывает все иные сферы общества. Особый интерес представ-
3 Чернов А. А. Становление информационного обшества. Проблемы и перспективы. М., 2003.
4 Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.
* См.: Попов В.Д. Тайны информационной политики. М., 2007; Шевченко А. В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004; МухамедоваЛ.И. Социальная коммуникация в трансформирующемся обше-стве. Лекция. М., 2007.
32
ляет фундаментальное исследование М.Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»,6 в котором он подробно анализирует современные тенденции, приводящие к формированию основ «сетевого общества». Исходя из того, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легко преодолевает любые границы, информационная эпоха рассматривается им как эра глобализации.
Существует множество определений «информационного общества»7. К сожалению, многие ученые до сих пор рассматривают процесс перехода к информационному обществу как технико-технологическую проблему, при этом явно недооценивая значение гуманитарной составляющей8. Нам представляется наиболее полным определение информационного общества, которое дают авторы учебника «Информационная политика»: «это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания, а отличительными чертами - возрастание роли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в ВВП, создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах».9
Анализируя существующие подходы к понятию «информационное общество», можно отметить, что: в информационном обществе происходит объединение понятий «знание» и «информация» в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс», которое предполагает, с одной стороны, оптимизацию производства информации, а с другой стороны - оптимизацию средств ее распространения; информационное общество не может существовать без современных коммуникационных технологий; информационное общество
6 См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
7 Российская социологическая энциклопедия. Под рол. Осипова. С. 315, Управление общественными отношениями. М., 2007.С. 126, Свитич Л.Г. Феномен журнализма // Под ред. Я.И.Засурского. М., 2000. С.75, Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993. С.97.
* Информационная политика. Учеб., под ред. В.Д. Попова. М.2003. С. 22.
9 Там же, С. 437.
33