Ви є тут

Инерционные процессы в системе образования современной России

Автор: 
Матвеева Наталья Александровна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192601
179 грн
Додати в кошик

Вміст

&
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического исследования инерционности образования........
+ § 1. Анализ теоретических подходов к исследованию феномена социальной инерции..............................................
§ 2. Методологические основания и принципы исследования инерционности системы образования.......................
I § 3. Теоретико-методологические основы исследования инер-
ционности функционирования и развития социального субъекта образования........................................
Глава 2. Методология и методика прикладного социологического исследования инерционности образования........
II § 1. Теоретическая модель воспроизводства образования как
инерционной системы.....................................
§ 2. Определение предмета эмпирического социологического
• исследования инерционности образовании...................
§ 3. Система социальных показателей инерционности образо-
% вания ...................................................
Глава 3. Эмпирический анализ инерционных процессов в
системе российского образования.........................
§ 1. Тенденции развития образовательного потенциала российского общества.......................................
11 § 2. Характер взаимодействия системы образования и сферы
занятости ..............................................
§ 3. Динамика ценности образования в современной России ... Глава 4. Социальные условия и механизм сохранения
инерционности образования в российском регионе..........
§ 1. Типы и социальные факторы образовательного поведения молодежи................................................
^ § 2. Образовательная активность учащихся в школе.........
§ 3. Профессиональная подготовка и социальное самочувствие современного учителя................................
* Заключение...............................................
Библиографический список................................
Приложение..............................................
3
21
21
43
60
80
80
101
117
137
137
157
179
197
197
217
244
277
288
319
»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В условиях модернизации всех сфер общественной жизни в России, которая сопровождается нарушением функций социальных институтов, дисбалансом социальной структуры, ослаблением социальных связей, неустойчивостью системы ценностей, необходим поиск социальных механизмов, способных обеспечить целостность общества, его традиционные основы организации, устойчивость развития. Одним из таких механизмов является сохранение инерции социальной системы образования. Устойчивость функционирования и развития системы образования служит необходимым условием стабилизации общественного развития на новом уровне.
Преобразования в России 1980-90-х гг. показали, что социально-экономические и социально-политические изменения в обществе не влияют на развитие системы образования напрямую. Социальные изменения в образовании происходят значительно сложнее и медленнее, чем принятие политических, управленческих решений по модернизации этой социальной системы. В начале XXI века образование выступает как социальная система с высокой степенью самоорганизации. Но уже очевидно, что модернизация образования экономическими, рыночными методами невозможна без ущерба для содержания всех компонентов этой системы: образования как ценности, деятельности, социального института.
Инновационная деятельность в управлении системой образования все чаще сталкивается с образовательными традициями различных социальных групп и слоев российского общества. Социальные общности существенно дифференцировались по возможности воспроизводить традиционное образовательное поведение и включаться в инновационную образовательную деятельность в качестве развитого социального субъекта. В этой связи становится особенно актуальным анализ инерции образования как условия и фактора обеспечения устойчивости функционирования и развития этой системы, выявление тенденций изменения инерционных процессов. Стратегически важно оценить инерционность
общества предполагает его выход на уровень достижений другого общества, определяющего для мира в целом, но противостоящее ему”[271, с. 58-59]. То же происходит, когда речь идет о развитии человека. Инверсионный человек, по определению В.Н. Терина, должен иметь способность управлять своим развитием, противостоять наступившим и грядущим изменениям с целью сохранения своей целостности. Инверсия возможна лишь при существенной силе социальной инерции. Подчеркнем, что понятия инерция и инверсия не синонимы. Инерция - условие и фактор функционирования и развития личности, инверсия - один из ее типов.
Наиболее объемно в социологии инерция выступает как характеристика социальной системы в аспекте ее существования, функционирования и изменения, что позволяет нам выделить системный, социально-философский контекст понятия инерции. По мнению В.Г. Афанасьева и B.C. Барулина, инерция является источником и основой развития системы [14, 19], так как обеспечивает следственные связи, а они отвечают за устойчивость общества. Но соотносить инерционность только с устойчивостью системы недостаточно для анализа механизмов ее развития. Мера инерции определяет связь и соотношение устойчивого и неустойчивого в состоянии социальной системы. Это означает, что чем больше сила инерции системы, тем более она устойчива, но одновременно тем более она стремится к неустойчивому состоянию. Зная характер инерционности системы, мы можем с большей долей вероятности предположить направление и темпы ее изменения.
В работах Т. Парсонса мы находим: «С позиции инерции возмутить систему могут только дезорганизующие силы, преодолевшие стабилизирующие (интеграция) и уравновешивающие (адаптация) силы» [205, с. 483]. Очевидно, что высокий уровень социальной интеграции и уровень адаптации социальных субъектов в системе придает ей значительную силу инерции. И наоборот, неуправляемая социальная дифференциация а, следовательно, и интеграция, слабые адаптационные ресурсы социальных субъектов снижают инерционность социальной системы и сдвигают ее в сторону социального беспорядка, хаоса.
В социально-философском контексте категория “инерция” рассматривается как условие и вид порядка, показатель степени детерминации всего происходящего и существующего. Особенно отчетливо это звучит в работах Анри Бергсона. Исследователь называет инерцию порядком второго рода, “когда обнаруживается отношение необходимости детерминации между причинами и следствиями. Он вызывает представление об инерции, пассивности, автоматизме” [27, с. 225]. “Первый род порядка есть порядок жизненный или исходящий от воли, в противоположность второму порядку инерции и автоматизма” [Там же]. То есть всякий раз, наблюдая общество или отдельного социального субъекта, мы должны находить в нем и творческое начало и обязательно пласт традиционного, автоматического, к созданию которого он непосредственно и не имел отношение, но что позволяет ему двигаться дальше. “Жизнь может прогрессировать только через посредство живых существ, являющихся ее хранителями” [27, с. 231]. Нужно, чтобы они повторяли друг друга во времени и пространстве, “чтобы росло и зрело то новое, что они вырабатывают” ['Гам же]. Несмотря на то, что Анри Бергсон называет инерцию вторым порядком, она все же выступает причиной жизнедеятельности человека, являясь основой воспроизводства привычного, традиционного и, следовательно, давая простор разнообразным инновациям.
Соотношение инерционного и творческого (субъектного) - неразрывная диалектическая пара. Инерция рассматривается как протяжение жизни, поле, жизненное пространство в противовес творчеству, напряжению жизни, волеизъявлению, факту, событию жизни. Подчеркнем, что это противостояние неразрывно связанных явлений. «Наша повседневная жизнь...сближает оба порядка. Оба заставляют опыт повторяться, оба позволяют нашему уму обобщать» [27, с. 226-227]. Отметим, что инерция как протяжение жизни проявляется как на уровне сознания человека, так и на уровне его поведения.
Инерция поведения и сознания неразрывно связана с творчеством, свободной волей человека, его субъектностью. Эта воля может быть направлена как на сохранение традиционных форм общественной и индивидуальной жиз-