Ви є тут

Профессионализация управленческих кадров в современной России как социальный процесс

Автор: 
Медведчикова Татьяна Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
183
Артикул:
192319
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ........................................... 3
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ В XX-XXI ВВ................................... 16
1.1. Институциализация менеджмента в России: сущность, основные этапы, тенденции.............................. 16
1.2. Профессионализация управленческих кадров как основной фактор развития социального института менеджмента
в условиях глобализации.................................47
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ....................................77
2.1. Профессионализация управленческих кадров
в российских государственных и коммерческих организациях: принципы, параметры, приоритетные направления...........77
2.2. Профессиональное обучение менеджеров как основное направление профессионализации управленческих кадров в России
(на примере крупных организаций г. Иркутска)...........101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................... 127
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................132
ПРИЛОЖЕНИЯ
155
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Профессионализация управленческих кадров относится к числу важнейших государственных задач, поскольку обусловливает характер и содержание институциональных трансформаций, а значит и стабильное развитие общества. Кардинальные изменения на уровне социально-
стратификационной дифференциации российского общества с необходимостью требуют осмысления и анализа профессионализации управленческих кадров как социального процесса, которая непосредственно связана с институциализацией менеджмента,
повышением требований к качеству управления социальными образованиями.
Объективные основания для изучения проблем профессионализации управленческих кадров в современной России как социального процесса связаны, во-первых, с возникновением в России нового социальноструктурного образования - менеджеров. Их количество, как и влияние в обществе с каждым годом возрастает, что объясняет пристальный интерес научной общественности к формированию профессионально-
управленческого слоя среднего класса в России, получившего название «средний высший класс». Во-вторых, явления институциализации менеджмента пока еще имеют слабое социологическое обоснование, что делает предпринимаемые попытки исследователя в этом направлении чрезвычайно актуальными. В-третьих, профессионализация управленческих кадров выступает одним из решающих факторов формирования эффективной деятельности организации, влияя на структурные изменения в управленческой деятельности и способствуя тем самым институциализации российского менеджмента. В-четвертых, профессионализация управленческих кадров соответствует потребностям социальной структуры и обеспечивает эффективное функционирование социальных институтов. В-пятых, изучение проблем профессионализации
3
способности человека адаптироваться к реалиям жизни. Эффективной реализации поставленных социумом задач в различных сферах общественной жизни способствует умение овладевать новыми знаниями, навыками, применять их в практической деятельности. На современном этапе развития социума частью базовых знаний выступает научный менеджмент. При этом, развитие менеджмента как научного знания связано со стремительными темпами развития социально-экономической, социокультурной, информационной сфер жизнедеятельности общества и требует, на наш взгляд, социологического осмысления и анализа социальных последствий институциализации менеджмента в современной российской действительности. Проведенный нами контент-анализ материалов двух последних Всероссийских социологических конгрессов (М., 2003; М., 2006) по тематическим направлениям: «Социология организаций и управления», «Социология предпринимательства», «Динамика социальной дифференциации», «Социальная стратификация» показал, что со стороны социологического сообщества вопросам институциализации менеджмента и профессионализации управленческих кадров уделяется недостаточное внимание. На Втором всероссийской конгрессе (М., 2003) всего было представлено публикаций: «Социология организаций и управления» - 53; «Динамика социальной дифференциации» - 36; «Социология предпринимательства» - 0. В 2006 г. на Всероссийском социологическом конгрессе количество публикаций по указанным направлениям возросло: «Социология организаций и управления» - 57; «Социология предпринимательства» -16; «Социальная стратификация» -16.
В ходе проведения контент-анализа было выделено 4 группы основных смысловых единиц анализа.
I группа: профессионализация управленческих кадров,
профессиональное развитие руководителей, профессиональное обучение менеджеров, профессионализм управленческих кадров, мотивация
17
менеджеров к обучению, профессиональные знания в менеджменте, корпоративная культура в менеджменте, менеджмент как социальный институт, институциализация менеджмента, социальная ответственность бизнеса.
II группа: воздействие глобализации на развитие менеджмента в России, влияние глобализации на профессионализацию управленческих кадров, влияние глобализации на профессиональное обучение менеджеров.
III группа: обучение управленческих кадров в России, обучение управленческих кадров в регионах, обучение управленческих кадров в крупных городах, государственные программы обучения управленческих кадров, обучение управленческих кадров в коммерческих организациях, эффективность профессионализации управленческих кадров (менеджеров).
IV группа: традиционные методы обучения, инновационные методы обучения.
Данные контент-анализа представим в таблицах (см. таблицы 1-6).
Таблица 1
Частота употребления терминов в текстах публикаций по направлениям «Динамика социальной дифференциации» и «Социальная
стратификация»
№ п/п Основные понятия Частота употребления терминов в текстах конгресса
II Всероссийский социологический конгресс, (М., 2003) Всероссийский социологический конгресс, (М., 2006)
1 2 3 4
1. Профессионализация управленческих кадров 0 0
2. Профессиональное развитие руководителей 0 0
3. Профессиональное обучение менеджеров 0 0
4. Профессионализм управленческих кадров (профессиональный руководитель, управленец) 2 0
5. Мотивация к обучению менеджеров 0 0
6. Профессиональные знания в менеджменте 0 1
18