СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................
Глава I.Теоретико-методологический аспект исследования делинквентного поведения
§1.1 Делинквентное поведение в обществе социальной аномии.......
§1.2 Делинквентное поведение и субкультура сельских жителей.....
Глава II. Жизненные стратегии сельских жителей: реконверсия социальных практик ...............................................
§2.1 Социоструктурный анализ делинквентности....................
§2.2 Институционализация делинквентного поведения как доминанта жизненных стратегий...............................................
Глава III. Символический капитал сельского населения и
делинквентность.........................................
§3.1 Социальная реконверсия в жизненных стратегиях сельского населения и эффект делинквентного поведения........................
§ 3.2 Неформальная кооперация как альтернатива делинквентности ...
Заключение.......................................................
Литература
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российские исследователи понимают, что преступность в российском обществе все более принимает организованный характер. Институционализация преступности просматривается но двум основным направлениям: “теневые” структуры активно внедряются во все сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру) и обретают всё большее влияние на общественное сознание и поведение, тем самым укрепляя социальный бекграунд преступности.
Приоритеты беззаконности, связанные с сохранением собственности, здоровья и жизни граждан, заняли прочное лидерское место в структуре жизненных ориентаций россиян (более 80% считают, что государство обязано принять чрезвычайные меры по обеспечению общественной и личной безопасности). Пока же акции по гуманизации права воспринимаются неоднозначно: в стремлении выдержать европейские правовые стандарты россияне видят риск развала правоохранительных органов и “дополнительные” козыри преступных сообществ, создавшие в обществе состояние неопределенности и стресса, соизмеримое по масштабу с международным терроризмом.
Делинквентное поведение населения характеризует изменения в социокультурных предпочтениях и жизненных ориентациях, которые определялись динамикой “криминальной” революции.
Из явления, свойственного отдельным пограничным группам (группам риска), делинквентное поведение обрело массовый характер. В обществе резко снизился порог нетерпимости к преступности. Традиционно называют молодых, апеллируя к статистике, согласно которой каждый четвертый молодой россиянин (18-30 лет) готов был добиваться цели незаконными способами. На наш взгляд, проблема делинквентности многообразна и охватывает, в той или иной степени, все стратификационные слои российского общества.
Не совсем точно приписывать молодым префигуративную роль в распространении денквентности, хотя преступность поразительно молодеет.
13
низшего социального статуса, так как оспаривается делинквентность высших слоях общества. В стратификационном разрезе делинквентность сельского населения имеет социальные и культурные различия с подробно описанной американской социологией делнквентностыо “обитателей городских кварталов”. Социология повинна в том, что сельские жители изображаются либо в “пейзанском, либо “мрачном” стиле, когда в резральном социальном пространстве происходят изменения, характеризуемые не меньшей интенсивностью и трансформационностью, чем в городской среде. Исследование делинквентного поведения сельских жителей значимо по трем причинам. Во-первых, пониманием делинквентности как факта, требующего социологического анализа. Во-вторых, необходимостью преодоления “блокирующих” образов уходящей деревни. В-третьих, анализом новых явлений, сопутствующих социально-профессиональной и субкультурной дифференциации сельского населения.
§ 1.1 Делинквентное поведение в обществе социальной аномии
Как считается в монографиях по истории социологической мысли, Дюркгейм был свидетелем нарастающих кризисных явлений в экономической и духовной жизни общества.1 Э. Дюркгейм охарактеризовал основные социальные болезни: социальное неравенство, аномию и неадекватную организацию разделения труда. В обществе, где господствует состояние аномии, мораль перестаег выполнять роль регулятора социального взаимодействия. С аномией, впрочем, у Дюркгейма связан процесс “укрупнения” организации или социальной общности. Применительно к предмету нашего исследования это означает, что сельская общность переживает период кризиса традиционных моральных норм, их действия, которые выполнялись в качестве “социального автоматизма” подвергаются сомнениям и не могут быть приняты как социальные ритуалы.
1 История социологии в Западной Европе и США. - М., 1999, с.160
14
Сельское население относят к “традиционным” слоям населения, которые действуют по рутинным социальным схемам и система интегрированности которых определяется обычаем, исписанными формальными правилами. Аномия в таком дискурсе интерпретируется как “естественное” состояние перехода от традиционной “механической” солидарности к ее органическому современному типу. Российское сельское население является “результатом” ускоренной модернизации и ее вряд ли можно представить в виде архаических, замкнутых структур. Кризис переживает не традиционное общество, а социально-территориальная общность управляемого типа, организационная структура, выполнявшая роль “производственного звена”.
Является ли делинквентное поведение одной из форм, в которой проявляется социальная патология или оно имеет иные социальные основания? Если исходить из концепции аномии, делинквентное поведение является функцией нескольких переменных: взаимоотношений в производственных, социальных, земляческих группах. Утрата механических связей, основанных на социальной и культурной идентичностях, вполне может быть объяснима “конкуренцией” суррогатных идентичностей, которые вырабатываются и осознаются в процессе делинквентного поведения.
Достаточно любопытное сравнение: электоральные предпочтения сельских жителей в конце 90-годов прочно сместились в сторону партии власти. “Поправение” настроений связано с потерей авторитета российских коммунистов у “хозяев”, которые осознали, что выгодно поддерживать реальную власть, отвернувшись от идеологической оппозиции, возможности которой в овладении властью минимальны.
Так как сельское население зависит от распределения благ чиновничеством, “иллегальной” альтернативой фоновым практикам является делинквентность, не то что поощряемая, но допускаемая в “безопасных пределах” как форма агрессивной мобилизации. В.М. Артемов пишет: “Степень единства людей в социальных группах, их сплоченность, единство их позиций
- Київ+380960830922