Ви є тут

Работники органов внутренних дел как социально-профессиональная группа : На материалах Республики Татарстан

Автор: 
Мадьярова Нурия Маратовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276384
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Раздел 1. Работники органов внутренних дел как объект исследования
социологической науки.............................................19
Раздел 2. Место работников органов внутренних дел в социальной
структуре общества................................................51
Раздел 3. Объективные условия и субъективные факторы, детерминирующие эффективность деятельности работников органов внутренних
дел...............................................................86
Раздел 4. Основные направления совершенствования деятельности работников внутренних дел. «Социологическая прогностическая профессиональная модель специалиста органов внутренних дел» .......117
Заключение...........................................................155
Список использованных работ..........................................165
Приложение...........................................................181
3
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы
Кризис, переживаемый в последнее время российским обществом в политической, экономической, социальной и духовной сферах отразился на современной социальной ситуации, которая характеризуется высоким уровнем преступности, проникающей во все сферы жизнедеятельности людей. Сложная криминогенная обстановка в России вызвана недостаточной способностью государства эффективно противостоять преступности. Эффективность борьбы с преступностью является одной из наиболее актуальных проблем, и ведущую роль в борьбе с ней играют органы внутренних дел.
В современных условиях остро встает вопрос совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов, от которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в России, обеспечение безопасности личности, защита собственности от преступных посягательств. Обществу требуются сотрудники органов внутренних дел, способные с полной отдачей инициативно выполнять свои служебные обязанности, проявляя высокий профессионализм, нравственность, готовность пожертвовать своей жизнью для исполнения профессионального долга. В настоящее время органы внутренних дел испытывают нехватку высококвалифицированных специалистов. Кадровая политика в органах внутренних дел требует внесения изменений и корректировки в содержание и технологию обучения с учетом конкретных требований общества в будущем.
Поэтому на сегодняшний День возникла необходимость изучения качества профессиональной деятельности, профессиональной компетентности, эффективности деятельности сотрудников милиции и выявить условия, в которых они работают.
В реальной жизни социальные права сотрудников милиции в большинстве своем ограниченны. Работники органов внутренних дел нуждаются в конкретных мерах, направленных на социальную поддержку, на повышение статуса, имиджа, в том числе и компенсацию в виде льгот и привилегий. Не-
22
в образовании: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми»1.
Социальные изменения, происходящие во всех сферах современного российского общества, затронули и систему органов внутренних дел. В течение последних лет наблюдается устойчивая тенденция сохранения высокого уровня правонарушений среди сотрудников милиции, таких как пьянство среди личного состава, совершение дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, грубость, хамство в обращении с гражданами, в том числе и совершения тяжких преступлений, не снижается количество фактов коррупции, злоупотребления служебным положением2. Значительная часть преступлений совершается в группе.
С педагогической точки зрения, основными целями воспитания сотрудников органов внутренних дел являются формирование у специалистов профессионально-значимых качеств, системы взглядов, убеждений; воспитание уважения к законам, формирование служебной и общественной активности, сознательности; развитие потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки, развитие навыков обеспечения личной профессиональной безопасности и т.д. Профессиональное воспитание сотрудников органов внутренних дел имеет свои особенности, связанные со спецификой служебной деятельности и поэтому оно отличается по целям и содержанию от воспитания остальных граждан, от воинского воспитания.
Лонгитюдные исследования российских психиатров показали, что антисоциальные расстройства являются обычным следствием серьезного небла-
1 Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М.: Педагогика, 1985.-С.39.
2 Марьин М.И. Предпосылки, диагностика и профилактика девиантного поведения / М.И. Марьин // Опыт изучения проблем девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел, мер профилактики и борьбы с его проявлениями: сб. ст. - Домодедово: ВИНК МВД России, 2004. - С.4-8; Коробова Е.К. Некоторые психологические корреляты девиантного поведения курсантов вузов МВД России // Е.К. Коробова // Опыт изучения проблем девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел, мер профилактики и борьбы с его проявлениями: сб. ст. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. - 30.
23
гополучия б среде. Отличительная же особенность современной российской молодежи состоит в том, что кризисные процессы в обществе вытеснили ее в разряд маргинальных групп. Отсутствие законных средств для достижения высоких стандартов, а также трудности процесса социализации представляет собой благоприятную основу для распространения различного рода отклонений. Изменение иерархии ценностей: уважение к таким ценностям, как дисциплина, послушание, выполнение долга, подчинение, скромность, самообладание, бескорыстие, самоотверженность, покладистость, значительно ослабло. Напротив, к таким ценностям, как свобода, признание (личности), автономия (отдельного человека), удовлетворение эмоциональных потребностей, самореализация, раскованность, самостоятельность, личная неприкосновенность - значительно возросло1. Таким образом, без обеспечения ведущей роли воспитания людей надеяться на духовное оздоровление общества не приходится. Разрыв между уровнем образованности, обученности и уровнем воспитанности становится делом не только воспитательных институтов, учреждений и должностных лиц, но и общегосударственным и тесно связанным с другими сферами общественной жизни.
В отличие от социально-психологических и педагогических исследований, работ, посвященных непосредственно милиции в социально - политическом плане, очень мало. Предметом исследования политолога, как известно, является политика. Последнюю же определяют как область взаимодействий индивидов и групп по поводу участия во власти или оказания влияния на распределение власти2. Следовательно, работники милиции представляют интерес для политолога прежде всего как представители государственной власти, наделенные властными полномочиями. Власть, связанная со структурой и правовой организацией общества, воплощается в государстве. «В государстве все формы власти сливаются и концентрируются в политической власти. Это положение находит свое отражение в правовом статусе власти. Власть инсти-
1 Рубин Л.С. Девиация как проблема безопасности / Л.С. Рубин // Социол. исслед. - 1999. - № 5.-С.70-74.
2Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.-С.646.