Ви є тут

МПЛА как социальный институт ангольского общества

Автор: 
Сиабала Жоана Мими Виемба
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270806
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение. 3
Глава L МПЛА как ведущий социально-политический институт современной Ресл>блики Ангола. 10
§ 1. Борьба Анголы за освобождение от колониального ига и роль МПЛА в этой борьбе.
10
§2. Становление многопартийной системы в африканских странах: общие и особенные черты. 38
§3. Классификация политических партии в политической социологии и задачи формирования многопартийности в современной Анголе. 71
§4. Политические реформы и их влияние на развитие ангольского общества. 84
§5. МПЛА как партия власти в 87
современных условиях развития Анголы: программа, устав, структура. 87
ГЛАВА П. Стратегия МПЛА в социальном управлении страной. 129
§ 1 Роль МПЛА в стабилизации социально-политических и этносоциальных отношений в современной Анголе. 129
§2. Роль МПЛА в формировании институтов рыночной экономики в стране. 153
Заключение. 175
Список литературы. 181
Приложения. 188
Список приложений. 203
Источники информации для приложений. 204
3
Введение.
Актуальность выбранной темы определяется, прежде всего, потребностями практики. Глубокий кризис конца 80-х и начала 90-х годов, охвативший все ангольское общество, заставил руководство страны искать выход из создавшегося положения. Однако в условиях жесткой политической войны найти достойный выход оказалось не под силу ни военному режиму, ни системе однопартийности, ни системе многопартийности.
Ангола сегодня переживает период глубоких социально-политических и экономических преобразований во всех сферах общественной жизни, ориентированных на рыночные условия. Они затрагивают разнообразные стороны жизни каждого гражданина в отдельности, социальных групп и общества в целом. Жизнеспособность таких преобразований определяется тем, насколько они воспринимаются населением, насколько они адаптируются к быстро меняющимся внешним условиям, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования управления на основе организационных инноваций.
Проводимые в стране на протяжении ряда лет, начиная с 1992г., реформы существенно изменили политическую и социально-экономическую систему в стране. В Анголе радикально изменились все общественные отношения и социальные институты, произошел болезненный процесс пересмотра ценностных ориентаций. В политическом отношении переход от однопартийной системы к многопартийной, от унитарного типа государственного устройства к демократическому пока еще не дал ожидаемого результата согласия и стабильности в ангольском обществе. И это обусловливает необходимость научного осмысления места и роли МПЛА в
20
подданным на правах феодального держания. Вскоре после открытия португальцами Анголы абсолютистское правительство Лиссабона стало предпринимать усилия для закрепления за собой этих территорий. С этой целью оно стало пытаться ввести здесь феодальную политическую и экономическую систему, которая бы в наибольшей степени отвечала интересам господствующего класса метрополии. Важным практическим шагом в этом направлении было введение системы донатариев.
Берущая свое происхождение в португальской средневековой феодальной организации эта система предусматривала предоставление королем отдельным лицам наследственных феодальных владений с правом административной и судебной юрисдикции в обмен на обязательство защищать и заселять эту землю. При этом вся земля колоний считалась собственностью короны, и владения донатария были по сути дела своеобразными феодальными бенефициями. Как правило, этими феодальными собственниками (донатариями) становились португальские навигаторы и военачальники, открывшие и отвоевавшие у местных племен те или иные территории.
В основе португальской колониальной политики, как и политики любой другой колониальной державы, всегда лежали чисто экономические интересы, сводившиеся в конечном счете к стремлению господствующих классов к обогащению за счет порабощенных народов. Ф. Энгельс указывал, что в колониальной политике любой державы «насилие служит только средством, цель же заключается в приобретении экономических выгод» и что
21
колониальное порабощение служит прежде всего целям накопления капитала и извлечения прибыли.1
Вся история португальского колониализма - это прежде всего история варварского расхищения природных и человеческих ресурсов захваченных территорий, в основе которого лежали корыстные экономические интересы эксплуататорских классов метрополии. «Всякая история Анголы, которая имеет смысл, должна быть экономической историей».2 - справедливо пишет историк Чайлдс. Для выяснения движущих пружин и скрытого механизма португальской колониальной политики надо изучать не столько изменения политических, идеологических и культурных институтов, сколько экономических стимулов и мотивов, лежавших в основе этой политики.
Метрополия смотрела на Анголу исключительно с точки зрения торговли. Колониальная торговля, представлявшая собой один из важнейших источников доходов метрополии, ревниво охранялась ею от посягательств иностранных держав. Всякое иностранное судно, бросившее якорь у берегов португальских колоний, рассматривалось как контрабандистское. Его захватывали, а с его экипажем обращались не лучше чем с пиратами или шпионами.
Вплоть до конца XVI - начала XII вв. колониальная торговля велась в основном силами отдельных купцов, на свой страх и риск, а также торговых агентов, нанятых королевским двором. Все частные торговцы должны были иметь на торговлю специальное разрешение от королевского правительства, король имел исключительную монополию на торговлю рядом товаров (восточные пряности,
1 Энгельс Ф. Антидюринг./ Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. изд. 2.
2 Chids G.M. Umbundu kinship and character L; 1949 p 191.