Ви є тут

Государственная служба Российской Федерации в системе социального партнерства

Автор: 
Коробкина Марина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000326234
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 15
1.1. Социальное партнерство и социальный интерес 15
1.2. Становление системы социального партнерства в Российской Федерации 32
1.3. Организационно-правовые основы социального партнерства 54
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ С СУБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 75
2.1. Роль государственной службы в становлении системы социального партнерства 75
2.2. Принципы и технологии взаимодействия государственной службы с профсоюзами 97
2.3. Оптимизация механизмов взаимодействия государственной службы с объединениями предпринимателей 117
А
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 150
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осуществления нового подхода к анализу процессов, происходящих в социально-трудовой сфере в Российской Федерации. Проводимые экономические реформы привели к возникновению противоречивой социально-экономической ситуации. Переход от административноплановой, централизованной экономики к рыночной, сопровождающийся существенными изменениями социальной структуры, формированием многообразия форм собственности, новых субъектов хозяйствования, выдвинул сложные задачи по преобразованию социально-трудовых отношений, поиску эффективных путей согласования интересов различных социальных групп, слоев, классов, развитию системы социального партнерства.
Актуальность проблемы диктуется недостаточной степенью изученности процесса замены старой системы коллективно-договорных отношений в социально-трудовой сфере на новую, которая формируется в ходе экономических и социальных преобразований в стране. В данный период происходит важный процесс формирования новых субъектов и институтов социально-трудовых отношений, а именно: новых структур государственной власти, органов местного самоуправления, многообразных форм собственности, объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, предпринимателей, общероссийских профсоюзов. Наряду с этим утверждается механизм согласования интересов.
Исследование новых форм и точек соприкосновения государственной службы с профсоюзами, объединениями работодателей, предпринимателей позволяет выявить наиболее эффективные пути их взаимодействия, преодоления наметившегося отчуждения органов государственной власти от нужд трудящихся, предприятий, органи-
15
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Социальное партнерство и социальный интерес
Для научного анализа важным является определение содержания самого понятия “социальное партнёрство”, а так же тесно связанную с ним категорию “социальный интерес”. Как известно, интерес - есть реальная причина социальных действий, стоящая за непосредственными побуждениями, мотивами, помыслами, делами и т.д. участвующих в них индивидов, социальных групп.
В российском законодательстве складывается широкое и достаточно разнородное понимание социального партнерства1. Анализ российского законодательства позволяет выделить следующие основные признаки в определении социального партнерства2.
во-первых, социальное партнерство характеризуется как особая система общественных отношений. В законодательстве социальное партнерство определяется как “основа взаимоотношений”, “система отношений”, “основанная на сотрудничестве система взаимодействия” , “способ совмещения интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий”;
во-вторых, в определении социального партнерства указываются основные субъекты, которые взаимодействуют между собой в данной системе отношений, являющейся наиболее предпочтительной для них. Это отношения, прежде всего и главным образом, между работниками (их представителями - профсоюзами, их объединениями), ра-
1 К примеру, в Федеральном законе “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” указывается, что “отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей...” (ст. 15).
7 См.: Крылов К.Д. Правовые основы социального партнерства // Труд и право.-1998. - №4-5. - С. 138.
16
ботодателями (их объединениями) и обществом в целом (его представителями - государством и муниципальными образованиями);
в-третьих, при определении социального партнерства указываются наиболее существенные его черты, цели. Оно осуществляется с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социальнотрудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, социальной стабильности и общественного развития. Социальное назначение социального партнерства - обеспечение соблюдения конституционных и трудовых прав, достижение баланса социальных и экономических интересов работников, работодателей и государства. Эта форма позволяет работникам и работодателям участвовать в разработке и осуществлении экономической и социальной политики, в решении социально-экономических проблем населения в сфере труда, путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия;
в-четвертых, в определении социального партнерства указывается его правовой характер и его правовые основы, их наиболее существенная характеристика; социальное партнерство - это система отношений, опирающаяся на международные нормы, федеральные и региональные законы и обеспечивающая соблюдение конституционных, гражданских и трудовых прав;
в-пятых, в различных определениях социального партнерства указывается, что это система трехсторонних мероприятий, совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально-трудовых отношений; разрешения социально-трудовых конфликтов, выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений; совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами в определенном порядке; а также совокупность совместных до-