Содержание
Введение................................................ 4
Глава I
Социология коммуникаций: проблема моделирования
1.1. Основные направления моделирования коммуникативных процессов..................................................13
1.2. Социально-психологическое моделирование коммуникативных процессов..................................22
1.3. Модель коммуникации личности и общества,
основанная на концепции символического интеракционизма.....30
1.4. Социолингвистическое моделирование....................35
1.5. Феноменологические модели общественной коммуникации....45
1.6. Прагматико-технологические модели.....................51
1.7. Системные модели коммуникации в социологии............55
Глава 2
Социологические аспекты коммуникативных процессов
2.1. Коммуникативные личности, стратегии и тактики коммуникации..............................................71
2.2. Определения понятия информации в социальной коммуникации..............................................93
2.3. От моделей коммуникативной среды к математической социологии...............................................124
Глава 3
Влияние скорости информационного обмена на коммуникативную среду
3.1. Особенности коммуникативной среды, построенной
на основе электронных средств обмена информацией.........126
3.2. Принципы цифровой коммуникации......................149
3.3. Развитие Всемирной паутины..........................159
3.4. Добыча знаний в информационном пространстве коммуникационной среды...................................169
3.5. Виртуальная реальность - продукт развития цифровой коммуникационной среды...................................191
3.6. От цифровой коммуникационной среды к информационному обществу.................................197
Глава 4
Коммуникационная среда информационного общества
4.1. Продуцирование знания - сущность информационного общества.................................................206
4.2. Роль Интернета в коммуникативной среде информационного общества.................................229
4.3. Социологические характеристики и проблемы Российского Интернета................................................241
4.4. Интернет как фактор, облегчающий достижение порога социализации в информационном обществе...................258
4.5. Направления социальной информатики, основанные
на зарубежном опыте......................................285
Заключение...............................................297
Литература...............................................312
Использование в процессе взаимодействия символов предполагает осознанное поведение партнеров. Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что социальное взаимодействие другой представитель этого направления, Д.Г.Мид, рассматривает не только как процесс, происходящий между индивидами, но и как внутрилично-стный. Человек постоянно взаимодействует не только с другими людьми, но и с самим собой. Социальное взаимодействие на внут-риличностном уровне, по мнению Мида, представлено как процесс, протекающий внутри человеческого «Я» , когда индивид относится к себе как к объекту, воспринявшему предложенную систему социальных установок, т.е. личность социализована, и тогда социальное взаимодействие рассматривается в виде внутреннего процесса само-рефлексии, который и формирует структуру человеческой личности. Внутренняя же саморефлексия - это взаимодействие, причем непосредственно связанное с внешними детерминантами. Таким образом, эти два аспекта, в трактовке социального взаимодействия, логически связаны друг с другом.
При этом Мид считает наличие символов специфической чертой человеческих взаимодействий. Общение при помощи символов (в том числе и языковых) складывалось в процессе долгой эволюции и генетически развивалось из простейшего бессознательного общения при помощи жестов. Суть символического взаимодействия людей - в том, что они, в отличие от животных, начали осознавать действия друг друга на основании интерпретаций значения жестов. Постепенно, в ходе эволюции, люди стали использовать жесты в качестве символов, имеющих определенные социальные значения. В своей работе «От жеста к символу» Мид утверждал: «Сознательная коммуникация - сознательное общение жестами - возникает тогда,
когда жесты становятся знаками, т. е. когда они начинают нести для индивидов, откликающихся на них, определенные смыслы или значения, касающиеся последующего поведения производящих их индивидов. Тем самым они служат предупреждениями откликающимся на них индивидам относительно поведения производящих их индивидов, они делают возможным взаимное приспособление различных индивидуальных компонентов социального действия, а также... они делают возможным рост самосознания в единстве со взаимным приспособлением»6.
Каким же образом слова, жесты и другие символы обретают свое значение, свой смысл? И почему смысл является не только индивидуальным продуктом?
На эти вопросы нет однозначных ответов. По утверждению Г.Блумера, значение тех или иных вещей закладывается индивидами в процессе их взаимодействий с вещами окружающего мира. Вещь становится значимым объектом лишь когда индивид выделяет ее из остальных вещей и обозначает ее по отношению к себе. Поэтому «сознательная жизнь человека... представляет собой сплошной поток формирования значения вещей, с которыми он имеет дело и которые он принимает во внимание»7. Смысл же является отношением между различными фазами социального акта. В этом случае смысл жеста как первоначальной стадии всего социального развития закладывается последующей стадией, т.е. заранее определяется будущим завершением социального действия. Использование символов предполагает осмысленное взаимодействие, что возможно лишь в
6 МидД.Г. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль. - М., 1994.
7 Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. - М., 1984.
32
- Київ+380960830922