Ви є тут

Градостроительная политика в нефтегазодобывающих районах в переходный период : На примере Тюменской области

Автор: 
Лесков Сергей Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000301994
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
стр.
Введение............................................ 3
Глава I. Развитие градостроительства в Западно-
Сибирском нефтегазовом районе...............10
1 Л. Эволюция расселения и градостроительства
в Тюменской области до середины XX века.......12
1.2. Градостроительство в условиях формирования нефтегазового комплекса...........................16
1.3. Научные исследования и
планово-проектные работы......................51
1.4. Основные проблемы развития градостроительства в переходный период............59
Глава II. Основные факторы и принципы
определяющие градостроительную
политику в Тюменской области..................70
2.1. Социально-экономические факторы..............71
2.2. Экономические факторы .....................91
2.3. Основные приниципы •.: г ?’- , градостроительной политики....2-.;,...............97
2.4. Сценарии развития региона...................100
Глава III. Предложения по совершенствованию градостроительной политики в Тюменской области... 104
3.1. Организация территории, расселение и развитие населенных мест (ситуационный
блок)...................................... 107
3.2. Региональная законодательная и нормативно-инструктивная база
(правовой блок)..............................122
3.3. Градостроительная научно-проектная документация (методологический блок)......128
3.4. Реализация принятых решений
и управление территориальным развитием и градостроительством (конструктивный блок).. 132
Заключение..........................................140
Список литературы....................................150
Приложения..........................................153
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В городах и системе расселения России в целом сосредоточен практически весь ее социальный и экономический потенциал, определяющий возможности ее экономического и духовного развития в XXI веке как великой державы. По уровню урбанизации (73% населения горожане) страна вышла на уровень наиболее развитых стран.
Вместе с тем, города России переживают сейчас сложный период. За последнее десятилетие резко сократился объем государственного жилищного строительства, уменьшилось централизованное государственное финансирование коммунального сектора. Основные расходы на поддержание городского хозяйства легли на органы местного самоуправления, не имеющие собственной налоговой базы. Жилищно-коммунальная реформа, способная перевести города на сахмофинансирование, из-за сложной социально-экономической ситуации откладывается на неопределенное время. Одновременно увеличивается износ основных фондов городской инфраструктуры. Ухудшается состояние окружающей природной среды в связи с резким ростом автотранспорта, а также с экспансией коттеджной застройки в природном ландшафте. В общем балансе градостроительных работ все более остро ощущается необходимость комплексной, целенаправленной и планомерной реконструкции сложившейся планировки и застройки.
Для эффективного решения современных проблем градостроительства в Российской Федерации оказываются непригодны привычные составляющие градостроительной политики, десятилетиями проводившейся в условиях централизованной экономики. Новая общественно-политическая ситуация, становление местного самоуправления, изменившиеся экономические, земельные и имущественные отношения в городах и других населенных пунктах требуют иных подходов и методов регулирования, планирования и организации градостроительной деятельности. Неадекватные способы регулирования застройки и рыночная стихия оборота недвижимости способны привести к серьезной дезорганизации в планировке и архитектуре населенных мест, ухудшению среды обитания и системы расселения, если при этом не опираться на современные методы управления и достоверную научную концепцию градостроительной стратегии и тактики. Необходимы формирование и реализация новой градостроительной политики России, основы которой разработаны Госстроем Российской Федерации и Российской академией архитектуры и строительных наук.
В данном случае под градостроительной политикой понимается стратегия и тактика целенаправленного регулирования процесса взаимоувязанного комплексного развития расселения, градостроительства и архитектуры, организации и использования территории, поддержанного системой необходимых законодательных, нормативных, планово-проектных и организационных мер в целях обеспечения устойчивого функционирования
17
отношении имеет Тюменская область, в первую очередь ее северные районы. Главное богатство Тюменской области - нефть, природный газ, лес. Запасы нефти в Тюменской области достигают 14 млрд.т., что сопоставимо с наиболее крупными нефтедобывающими странами мира 1}. Запасы природного газа составляют около 46 млрд.мЗ (80% общероссийских). Велики также запасы деловой древесины. Все это предопределило ярко выраженную сырьевую направленность в развитии промышленности региона - в структуре валовой продукции добыча природного сырья превышает 90%. [43]
Добыча нефти в регионе началась в 1964г. и природного газа - в 1970г. На Западную Сибирь приходится более 2/3 добываемой в России нефти и около 90% газа.
Нефтяная промышленность в Западной Сибири и в частности на севере Тюменской области развивалась очень быстро. В 1964г. началась пробная эксплуатация Шаимского и Усть-Балыкского нефтяных месторождений с транспортировкой нефти в танкерах. Позже был построен первый нефтепровод Шаим-Тюмень. От Тюмени первая сибирская нефть по железной дороге направлялась в Омск и центральные районы страны. За сравнительно короткий период были освоены десятки месторождений (планшеты 3,4) и в 1990г. добыча нефти достигла 375 млн.т. (84% добычи нефти в России.
К концу столетия из недр было извлечено около 8 млрд.т. нефти, Причем степень выработанности месторождений - около 40% (а особо крупных - до 60-65%). Более 55% всех разведанных запасов нефти в Западной Сибири характеризуются снижающейся добычей. Следствием этого является резкое ухудшение технико-экономических показателей добычи, сокращение масштабов и числа открываемых месторождений, рост обводненности продукции, увеличение средней глубины добычи, снижение среднего дебита скважин, рост затрат на добычу и т.д. Освоенные месторождения вступили в стадию падающей добычи, а продуктивность вводимых низка, и они требуют повышенных затрат на освоение.
К началу 1997г. стабилизировались темпы падения добычи нефти, уменьшился неработающий фонд скважин, начался некоторый рост добычи нефти, что позволяет говорить о начале выхода нефтяной отрасли из кризиса. В то же время продолжается снижение объема первичной обработки сырья (в 1996г. было переработано 176,2 млн.т., что на 80 млн.т. меньше, чем в 1992г.). В соответствии со снижением объемов первичной переработки сокращается и выпуск основных нефтепродуктов, что усугубляется и дальнейшим снижением платежеспособного спроса потребителей внутреннего рынка. Загрузка мощностей находится в пределах 20-30% от возможной. Глубина переработки нефти остается на уровне 60%, а потенциальные возможности ее роста, связанные с вводом в действие новых
Саудовская Ар авия - 35,5 млрд.т., Ирак - 13,5 млрд.т., Кувейт - 13,1 млрд.т.. Иран - 12,8 млрд.т., ОАЭ - 12,6 млрд.т., Абу-Даби - 12,3 млрд.т., Венесуэла - 8,5 млрд.т., Мексика - 7,4 млрд.т., США - 3.5 млрд.т., Китай - 3,3 млрд.т., Ливия - 3 млрд.т. [43]
18
мощностей по углублению переработки нефти, реализованы не были из-за падения спроса на мазут.
В целом для нефтяной промышленности Тюменской области характерны две проблемы - стабилизация добычи и долгосрочное развитие отрасли. Стабилизация добычи нефти может быть обеспечена при условии направления инвестиций в нефтяную промышленность, увеличении объемов бурения, внедрения новых технологий и т.д. Долгосрочное развитие отрасли и подъем добычи возможны при условии открытия новых крупных месторождений и наращивания разведанных запасов. [43]
Добыча природного газа в Тюменской области началась в 1970г. Вслед за Березовским месторождением, давшим первый поток газа на Урал, последовательно осваивались месторождения Медвежьего, Уренгоя, Ямбур-га, Ямала (планшет 3). В 1990г. добыча газа составляла 600 млрд.м .
Дальнейшее развитие газовой промышленности связано с эксплуатацией месторождений Надым-Пур-Тазовского региона, где возможен рост мощностей за счет ввода новых месторождений и прежде всего Юбилейного, Ямсовейского и Хариутинского с суммарной годовой добычей 40 млрд.м3 Кроме того, перспективно Заполярное месторождение, на котором к 2005г. возможна добыча не менее 90 млрд.м3 газа в год.
Благодаря высокой концентрации запасов природного газа на ограниченном числе месторождений и относительно небольшому фонду эксплуатационных скважин почти 3/4 добычи газа сосредоточены на трех v!ecтopoждeнияx: Медвежьем, Уренгойском и Ямбургском (более 450 млрд.м3 в год). Перспективы же развития газовой промышленности :вязываются с возможностями вовлечения в эксплуатацию месторождений i-ова Ямал. На более чем 30 месторождениях здесь уже сейчас разведано до 11 трл.м3 газа. К промышленному освоению подготовлены 4 крупные месторождения - Бованенковское, Харасавейское, Крузенштерновское и Товопортовское. Максимальный объем добычи газа на п-ове Ямал может юставить 180-200 млрд.м . Вместе с тем для этого необходимы очень эольшие капиталовложения и подготовка требуемой инфраструктуры, >своение экологически безопасных технологий добычи и транспортировки *аза. Несмотря на все эти трудности проект строительства газопровода Ямал Западная Европа оказался привлекательным для западных инвесторов и гачалась его реализация. [43]
Беспрецедентное по масштабам и темпам освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири потребовало создания соответствующей фоизводственной инфраструктуры - дорог, нефтепроводов, газопроводов, азораспределительных станций и других сооружений, связанных с эксплуатацией и транспортировкой природных богатств (планшет 4).
Значительно более скромное развитие, чем нефтегазовый комплекс ; области получили лесная, рыбная промышленность, машиностроение, юля которых, тем не менее, в общем объеме продукции области достигает 0%.
Таким образом, по ряду важнейших экономических показателей юменская область занимает сейчас ведущее место в России. Объемы про