Ви є тут

Некоторые тенденции развития российской графики 1960 - 1990-х годов : На примере творчества художников владимирского региона

Автор: 
Калашников Виктор Евгеньевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000340352
179 грн
Додати в кошик

Вміст

оглашение
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................3
Примечания..........................................................17
ГЛАВА 1.
Основные тенденции развития российской графики последней трети XX века (1960-1980-х гг.).......................................................19
1.1. Некоторые тенденции станкового искусства последней трети двадцатого столетия ..........................................................20
1.2. «Тихая графика»....................................................29
Выводы первой главы ................................................38
Примечания..........................................................40
ГЛАВА 2.
Своеобразие развития владимирской графики 1960-начала 1990-х годов и особенности творчества Б.Ф. Французова..................................45
2 1 Предпосылки формирования региональной школы.........................45
2.2 Этапы творческой эволюции Бориса Французов..........................48
2.3. Экслибрисы.........................................................66
2.4 Особенности творчества художника на рубеже 80-90-х годов............70 \
2.4 1 Место живописи в творчестве Б.Ф. Французова.......................71
2.4.2 Линогравюра начала 90-х гг.......................................74
2.5. Проблема новой формы .78 У
2.6.«Графическая картина».................... •.......................81
2.7. Проблема натурностн............................................. 87
2.8. Концепция композиции..............1............................. ..92
2.8.1. Пространство................................................... 93
2 8 2. Время, движение, сюжет...........................................96
2.8 3 Акценты н ритмы...................................................98
2.8 4 Форш Соотношение объемности и линейности (пластика-рисунок) .....101
2.8.5 Проблема света...................................................105.^
2.9. Литературное творчество...........................................108)
2.10. Графики Владимира - основоположники региональной школы...........112 •
Выводы второй главы...............................................117 ’•
Примечания.........................................................119
ГЛАВА 3.
Формирование и современное существование «владимирской школы графики», ее взаимовлияние с «владимирской школой живописи». ..........126
3.1. Творчество последователей Б. Ф. Французова. ......................126 ;
3.2. Новые тенденции во владимирской живописи..........................136 ;
3 3 Деятельность фонда Бориса Французова...............................143
Выводы третьей главы...............................................148
Примечания.........................................................150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................152
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................158
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................173
3
ВВЕДЕНИЕ
Владимирская графика - одно из заметных явлений в искусстве России последней трети XX века. Значимость её была признана в профессиональной художественной среде уже на рубеже 1970-1980-х годов. Сейчас, по прошествии ещё двух десятилетий можно утверждать, что обозначившиеся в её развитии тенденции имели общероссийский характер, а лидер графиков Владимира Борис Федорович Французов (1940-1993) был одним из крупных мастеров отечественного искусства конца XX века.
Рубеж столетий для нас - не только формальный повод для подведения каких-то итогов. Для России он обозначил принципиальные изменения в социокультурной сфере, и многое из того, что составляло смысл или являлось фактором художественного процесса, было утрачено или приобрело новую направленность. Поэтому целый ряд эстетических явлений стал частью исторического художественного наследия. Вместе с тем, смысл многих из них становится понятен только сейчас, и, более того, некоторые обнаруживают с пособи осп, продуцировать новые художественные формы на новом этапе.
Без сомнения к таким явлениям должна быть отнесена графика Владимира и, в частности, творческая деятельность Б. Ф. Французова. Будучи широко известен как автор пейзажных офортов, мастер на
20
столетия: Н А. Альтман, Г.М. Верейский. А.Д. Гончаров, Ь.Л. Дехтерев, Г.Е. Епифанов, Е.А. Кибрик, А.В. Кокорин, Ф.А. Константинов, Л.Л. Лаптев, А В. Пахомов, Б.И Пророков, И.А. Соколов, В. А. Фаворский, Д А. Шмаринов что актуализировало и классическую линию, и художест венные поиски 1920-1930-х годов и даже первых десятилетий века. Самым активным обратом работали представители поколения, вступившего в искусство в послевоенный период: Д.С. Ьисти, И.Т. Богдсско, В.А. Ветрогонский, Д.А. Дубинский. Ярким своеобразием был отмечен творческий рост М. Ахунова, Н. Воронкова, Г. Калмахелидзе, С. Косенкова, Ю. Пстуваша. Формировались центры художественной жизни, в которых шли процессы стилеобразования, как, например, в Адыгее или Якутии.
В таком контексте графика Владимира представляет собой пример реализации ряда общих для российской графики тенденций. Не претендуя на отражение всех характеристик процесса развития отечественного искусства этого периода регион позволяет найти ответы на вопросы о существовании некоторых закономерностей, без выявления которых трудно систематизировать художественное наследие последних десятилетий XX века.
1.1. Некоторые тенденции станковою искусства последней трети двадцатого столетня
Разительные перемены произошли в отечественном искусстве за указанный период. Без анализа этой общей эволюции не возможно понять индивидуальное развитие отдельного художника или целой группы. При этом все качественные сдвиги являлись результатом постепенного развития искусства в предыдущие периоды. Поэтому мы в своем исследовании будем оценивать и
21
давать характеристики явлениям художественной жизни различных периодов истории отечественною искусства XX века.
Примером имеющего сложную предысторию процесса стал переход к более свободному и сознательному эстетическому самоопределению художников, который, конечно, не привязан только к этапу «перестройки» Более того, он начался в то время, когда лидер владимирской графики Борис Французов учился, и формировалось его художественное мировоззрение. Первые десятилетия этого процесса (кои. 1950-х - нач. 1980-х) протекали в рамках декларируемого единства позиций. Многочисленные дискуссии того времени о творческом методе, о реализме велись с различными недомолвками и намеками (например, в статье «Графика на Всесоюзной выставке “По Ленинскому пути”» И. Купцов, характеризуя чисто сюрные, «даливские» работы Б. Заборова, называл их стыдливо «монтажными»2), обусловленными необходимостью демонстрировать приверженность единой для советских художников эстетической программе, а сами художники (в данном случае речь идет не о ведущих мастерах и самых выдающихся произведениях этого времени, но об общих тенденциях) более ориентировались на поиск самоидентификации в сфере выразительных средств, чем на разработку' новой образнотематической программы, что должно было негат ивно сказаться на классических формах картины. Мастерская художника уподоблялась лаборатории исследователя, конструктора новых пластических приемов. 11ричем, это относилось и к сторонникам традиционно понимаемою изобразительною реализма. Примитивно трактуемая содержательность как воспроизведение некоей фабулы сменилась повествованием о переживаниях и ассоциациях автора. Усвоение пластического языка различных течений искусства XX века,