2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение с. 3
Глава 1. 1920-1924 годы с. 14
Глава 2. Парижский период с. 35
Глава 3. Последние 15 лет с. 54
Заключение с. 77
Комментарии с. 84
Список использованной литературы с. 90
Альбом иллюстраций с. 94
Список иллюстраций с. 95
Иллюстрации с. 99
Примечания с. 125
л
з
ВВЕДЕНИЕ
Художник Роберт Фальк оставил свое теоретическое наследие в виде тезисов, писем, записей лекций и бесед с учениками. Эти документы составляют небольшой, но емкий материал, объединенный системностью взглядов на искусство живописи. На протяжении жизни художника его практика и теория живописи порождали взаимное развитие, являясь составляющими единого творческого процесса. Обладая значительной глубиной, живопись не была непосредственной иллюстрацией его представлений о теории цвета. Эта дистанция между идеей и компромиссом ее воплощения до сих пор остается пробелом в изучении творчества Фалька. До настоящего времени лишь немногие авторские указания на конкретные произведения позволяли перекинуть мостики между этими параллельными потоками. Полнота восприятия творчества художника невозможна без осмысления существующих связей между теоретической системой и живописной практикой Роберта Фалька.
Задачи данной работы - выявление и анализ связей, существующих между теорией и практикой живописи Роберта Фалька. Это предполагает встречные направления движения: с одной стороны, проследить, как теоретические установки формируют качества живописных произведений и, с другой стороны, увидеть в тактике ежедневной живописной работы стратегические приметы воплощения теории цвета. Что, в свою очередь, позволит подойти к вопросу о возможности реализации идей в живописной системе Фалька.___________________________
«...Работа, медленная по результатам, но страшно
I
11
пластическую систему, которая сложилась у него к тому времени». Отмечается, что живописца интересовали «степень возможного приближения к модели, возможность «усиления» цвета при максимальной объективности образа, вопросы цветовой и фактурной выразительности холста»28.
В «Вернисажах» A.A. Каменского статья о Фальке носит характер разговора о художнике - живописце и мыслителе.
У
Впервые здесь затрагивается тема живописного «симфонизма», музыкальной выстроенности и подчиненности. «Восток в творчестве Р. Р. Фалька» - этому посвящена публикация 1980 года Н.В. Апчинской29. Автором изложены обстоятельства работы Фалька в Средней Азии и Крыму, рассмотрены особенности его «восточных» пейзажей, образ которых «захватывает утонченной красочностью, лиризмом, подлинно философской глубиной». Уникальный документ представляет собой отрывок из никла «Модели Фалька», опубликованный A.B. Щекин-Кротовой в 1985 году30. Здесь содержится богатый фактический материал, приводятся варианты подготовительных набросков к портретам. Столетие со дня рождения художника отмечено статьями JI. Зингера «Портретная живопись Фалька» и Д.В. Сарабьянова «Поэтическая структура образа». Зингер ставит несколько острых проблем в жанре портрета и подтверждает, что «высший взлет портретного мастерства Фалька относится к последнему десятилетию его жизни»31. Сарабьянов методом параллельных сравнений образных средств в поэзии и живописи открывает тему: «семантичность,
содержательная значимость элементов «художественной речи»... в картинах Фалька»32. Появившаяся в 1988 году небольшая статья
мастера, интеллигента. Здесь подробнее упоминается идея
12
)
«живописной непрерывности», описывается образ жизни Фалька периода его замалчивания, обструкции, продолжавшегося до самой смерти художника. Небольшая по объему, но личностно окрашенная, книга Т. Левиной «Роберт Фальк» издана в 1996 году. Это - первый альбом на русском языке, посвященный художнику и, несмотря на естественный просветительский характер этого издания, автор сумел насытить его разноплановым фактологическим материалом. Избранный стиль изложения позволяет услышать имя Фалька в контексте художественных событий и примет времени, обильное цитирование намечает возможные ассоциативные связи и обращается к большинству библиографических источников.
Первое фундаментальное исследование объединения «Бубновый Валет» Г.Г. Поспелова34 не включает в круг своих задач изучение живописи Фалька. Но аспект «сезаннизма» в московской живописи 1910-х годов разработан подробно и основательно. Это позволяет провести сравнительный анализ и увидеть, как преобразовались идеи «сезаннизма» в искусстве Фалька и в чем они послужили отправными пунктами его теории живописи.
Литература о творчестве Р. Фалька все еще немногочисленна и подробно освещает лишь начало его биографии. Это - периоды раннего Фалька, его становления и активного участия в выставках до отъезда в Париж. В материалах об этом времени дается характеристика отдельных произведений и их значение в контексте искусства эпохи. Парижский период и работа художника по возвращению в Москву освещены фрагментарно. Основной материал, позволяющий судить о стратегии в
Оно изложено в виде тезисов, комментарий к которым можно
- Київ+380960830922