Ви є тут

Храмовая декорация Вятки: иконографические программы и художественно-стилевые решения росписей

Автор: 
Кривошеина Наталья Викторовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303264
179 грн
Додати в кошик

Вміст

0^
Оглавление
Введение................................................... 3
Гл.1 Храмовый интерьер Вятки: история, архитектура,
монументально-декоративное убранство....................... 40
1.1 Православие на Вятской земле: историко-культурный контекст 40
1.2 Православный интерьер Вятки: общая характеристика вопросов
храмовой декорации......................................... 58
1.3. Столичные храмовые интерьеры середины XIX - начала XX века
как образцы для росписей провинциальной
Вятки....................................................... 76
Гл.2 Храмовый интерьер Вятки: анализ иконографических
программ и художественно-стилевых решений.................. 110
2.1 Подписной и датированный храмовый интерьер Вятки............... 110
2.2 Храмовый интерьер Вятки второй половины XIX века............... 130
2.3 Храмовый интерьер Вятки конца XIX - начала XX века............. 151
Гл.З Специфические темы и сюжеты в декоративном убранстве
храмовых интерьеров Вятки..................................... 176
3.1 Изображения местночтимых святых в храмовых декорациях Вятки.............................................................. 176
3.2 Образы произведений В.М. Васнецова как образцы в декоративном
убранстве храмовых интерьеров Вятки........................... 195
Гл.4 Настенная живопись мастеров художественных центров в
Вятке: Палех и Большие Соли................................... 218
Заключение.................................................... 244
Список использованной литературы.............................. 249
Приложение 1. Памятники монументальной церковной живописи
на территории Вятской епархии................................. 278
Приложение 2. Схемы иконографических программ росписей 303
Приложение 3. Иллюстрации..................................... 340
Список иллюстраций............................................ 379
Список сокращений............................................. 390
3
Введение
Актуальность гсмы исследовании
Внимание отечественного искусствознания к русской провинциальной архитектуре XIX в. постклассицистического периода до 1917 г., проявившееся с последней трети XX в., почти не затронуло важную составляющую произведений церковного зодчества - монументальную живопись. Единичные исследования коснулись творчества лишь наиболее известных мастеров.
Необходимость изучения монументального искусства Вятки назрела давно: на фоне активно исследующейся специалистами церковной
архитектуры, декорация храмовых интерьеров осталась «белым пятном» - вне поля зрения науки. Отсутствие научного внимания к монументальному церковному искусству Вятки привело к тому, что на грани полного исчезновения оказался целый пласт памятников настенной живописи, которая, в силу своей незащищенности, более подвержена утрате, нежели материальная основа - стены и своды сооружений.
Вятка одновременно и типична, и уникальна в результате неповторимых исторических обстоятельств и проекции на ее судьбу процессов истории развития государства. В 2007 г. исполнилось 350 лет со времени возникновения Вятской епархии, одной из крупнейших северо-восточных епархий Русской православной церкви: к 1917 г. Вятская епархия имела 1571 церковь, в том числе 659 приходских храмов, 13 монастырей. Оставлять неизученным такой огромный количественный объем материала означало бы лишиться значимой части художественного наследия региона. При этом приходится признать, что большую часть памятников церковной архитектуры, а соответственно и монументального искусства, уже приходится рассматривать в категории «история», а не «искусство».
38
монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие / редкол.: А. П. Власюк,
В. П. Выголов (отв. ред.), В. И. Плужников. - М. : Наука, 1985. - 248 с.; Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика / редкол.: В. П. Выголов (отв. ред.), В. И. Плужников, А. Б. Стерлигов. - М. : Наука, 1991. - 192 с.; Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция / редкол.: В. П. Выголов (отв. ред.), В. И. Плужников, А. Б. Стерлигов. - М. : Наука, 1994. - 221 с.; Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII—XIX вв. / редколлегия: В. П. Выголов (отв. ред.), В. И. Плужников, А. Б. Стерлигов. - М.
: Наука, 2000. - 186 с.; Памятники русской архитектуры и монументального искусства ХІУ-ХХ вв. Вып. 7 / редкол.: А. В. Королева, Г. К. Смирнов, В. И. Плужников, Е. А. Шорбан, Е. Г. Щеболева (отв. ред.). - М. : Наука, 2005. - 507 с.; Памятники русской архитектуры и монументального искусства ХІІ-ХХ вв. Вып. 8 / редкол.: А. В. Королева, С. С. Попадюк, Г. К. Смирнов, Е. А. Шорбан, Е. Г. Щеболева (огв. ред.). - М. : Наука, 2005. - 581 с.
6. Накопленный за 1989-2011 фотоархив со временем приобрел статус базы данных, систематизирован хронологически и тематически, является ценным объемным источником сведений историко-культурной значимости. Составной частью базы данных являются графические развертки и схемы, отражающие иконографическую программу росписи каждого обследованного храма; См.: Приложение 1, 2.
7. Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Вып. 4 : Верхнекамский и Даровской районы. Киров, 2010. 356 с. ; Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Вып. 5 : Верхошижемский район. Киров, 2011. 288 с.
39
8. Студенты кафедры Технология художественной обработки материалов Вятского государственного университета с 2006 г. принимают участие в ежегодных научно-исследовательских экспедициях в рамках научно-исследовательского направления кафедры «Монументальное и монументальнодекоративное церковное искусство Вятки».