Ви є тут

Традиционное чувашское декоративное искусство : Проблемы семантики и стилистики

Автор: 
Мадуров Дмитрий Федорович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000331074
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЖИЛИЩЕ, ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И СЕМАНТИКА .
1 Л. Дом, подворье, интерьер 27
1Л.2. Резные столбы ворот чувашей. Их семантический генезис и связь с элементами древнейшей культуры 47
1.2. ДЕКОРАТИВНАЯ БЫТОВАЯ УТВАРЬ 77
1.2.1. Резные ковши чувашей 80
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА КОСТЮМА И УКРАШЕНИЯ ЧУВАШЕЙ
2.1. Одеяния и украшения чувашей 99
2.2. Проблемы генезиса средневековых металлических украшений марийско - чувашского Поволжья 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
БИБЛИОГРАФИЯ 200
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 224
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 229
ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММА, СХЕМЫ 266
ИЛЛЮСТРАЦИИ 273
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что этно - и культурогенез многих современных народов уходит корнями в древность. Несмотря на очевидные успехи, достигнутые в языкознании, этнографии, антропологии и других гуманитарных науках, многие проблемы происхождения народов остаются дискуссионными. Анализ предметов традиционного искусства народа выявляет стилевые течения древности, благодаря которым сложилось традиционное искусство народа. В свою очередь, стилевые влияния древности как нельзя лучше иллюстрируют исторические процессы этногенеза народа.
Традиционное изобразительное искусство иллюстрирует духовный мир народа, его специфические черты восприятия окружающего.
В настоящий момент ускорился процесс «вымывания» последних этнографических материалов, заставляя интенсифицировать их сбор. В связи с вышеописанной ситуацией сбор и научная интерпретация исчезающих артефактов этнографического периода видятся крайне актуальными.
Задачи исследовании. Выявление влияния стилевых течений древности на традиционное изобразительное искусство чувашей и стилеобразующих элементов чувашской изобразительной культуры описываемых в работе.
Обобщение научных наблюдений по изобразительному искусству чувашского народа, анализируя предметы традиционного декоративно - прикладного искусства чувашей в сравнении с этнографическими и археологическими материалами исторически смежных культур.
51
таракан - Отворяющий врата Великого Бога (то есть «внешний привратник Великого Бога»), Ман Тора алакне хопакан - Затворяющий врата Великого Бога (то есть «внутренний привратник Великого Бо-га»)»(Месарош,2000,с.25).
На записке, оставленной поклонявшимися на Амаксарском святилище (Билярская киремет на острове напротив села Ильинка в Чувашии) в семидесятые годы нашего столетия присутствовала фраза: «карта хура синчен варса самахлап тан...» (на черных воротах проклинаю войну (чув.)). Пытаясь, что-то сказать о чувашских воротах, не вникнув в их семантику и генезис, мы останавливаемся лишь на описательном уровне, представляющем крайне малый интерес для сегодняшней науки. Поэтому, попытаемся выяснить истоки происхождения данного удивительного и прекрасного артефакта чувашской культуры.
Развитие семантики культового столба - основообразующего элемента ворот. Древнейшие земледельцы - создатели первых цивилизаций, заложили культурные основы, на которых, так или иначе, строится все современное общество. Особую роль в этом плане занимает Древнемесопотамский очаг цивилизации. Если мы обратимся к истории его возникновения, то заметим, что исходной точкой для него послужил Кавказ. Широта влияния его грандиозна. Не случайно древнейший языковой ствол человечества носит название у лингвистов кавказско-сино-тибетского, в свою очередь связанного и с древнеамериканскими культурами. Артефакты древнейших земледельцев Кавказа, во многом предопределили пути развития мировой культуры. Ярким примером этому служит процесс становления характернейшей детали классической архитектуры - колонны.
Среди первобытных наскальных изображений в пещере Труа Фрер присутствует любопытный знак дуги, обращенной верши-
52
ной вниз, концы которой заворачиваются в стороны (Химик,1994,с. 158). На поздненеолитической керамике 6 тыс. до н.э. из Хаджилара можно встретить странные изображения прямого угла, завершающегося расходящимися волютами (Мелларт,1982,с.101) (таб.33,рис. 1).
Дальнейшее развитие, этого вида орнамента, интерпретируемого как «мировое древо», можно пронаблюдать в керамике и бронзе куро-аракской археологической культуры, оказавшей значительнейшее влияние на Месопотамию в 3 - нач. 2 тыс. до н.э. (Кушнарева,Чубинишвили, 1970,рис .44) См. также: (Гаджиев,1990); (Гаджи-ев,1987) (таб.33,рис.2-10). Этот же символ представлен в бронзовых биспиральных очковидных подвесках и булавках (Гаджиев,1987).
В третьем тыс. до н.э. памятники Куро - аракского энеолита с Кавказа распространились вплоть до границ Египта (Хирбет - Ке-рак) См. также: (Дьяконов, 1968) и оказали влияние на Балканы -(культура Ново Село - Гърла Марс) (Тодорова,Аврамова,1982) см. также. (Мелларт,1982,с.107). Встречается он на позднеминойской керамике (Федорова, 1996,таб. 13,рис. 5), древнеегипетской диадеме (МШІег, 1924,рис. 1) и амулетах (таб.33,рис. 18-21). Распространен был этот знак в Волжской Булгарин (Валеев,Валеева-
Сулейманова,1987,рис.11/5), в одеждах сарматок (таб.33,рис.26) и ма-лоазийцев (таб.33,рис.25). Его мы можем встретить на браслете типичного сиро - митаннийского стиля найденного в Сардинии. Этот же знак мы можем встретить на этрусском браслете из Этрурии (Кип^сИ, 1978, рис.57) и других предметах этого региона (Ьо\чз,1909,с.284).
Следует отметить, что если в Ш тыс. до н.э. куро-аракцы использовали знак Мирового древа в виде схемы, то к I тыс. до н.э. этот знак приобрел реалистическо-декоративные черты.