Ви є тут

Японская житийная живопись на свитках XII-XIII веков : становление и развитие

Автор: 
Кочетова Ксения Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299631
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.................................................................4
Глава I. Формирование японской житийной живописи на свитках.............32
1.1. Японские легенды о святых и прославленных монахах: письменные и изобразительные источники...............................................32
1.2. Композиция и пространственно-временной континуум первых иллюстрированных жизнеописаний (вторая половина XII в.).................45
1.3. Соотношение ранних иллюстраций к легендам о монахах с их литературными текстами..................................................63
Глава И. Развитие пространства в памятниках первой половины XIII в 81
2.1. Синтоизм и отражение его особенностей в ряде житийных произведений первой половины XIII в..................................................86
2.2. Пространство и время в свитковой живописи, созданной по заказу обновленной школы Кэгон................................................108
Глава III. Новые черты японской житийной живописи на свитках второй половины XIII - начала XIV вв..........................................126
3.1. Иллюстрированные свитки на сюжет жизнеописаний монахов и мировоззренческие основы буддизма Чистой земли.........................130
3.2. Развитие художественного пространства в иллюстрациях к историям из жизни монахов и почитаемых религиозных деятелей второй половины
XIII в.................................................................140
3.3. Тенденции стилевой эволюции японской житийной живописи в начале
XIV в..................................................................168
2
Заключение.....................................................180
Библиография...................................................198
Список иллюстрации.............................................214
3
временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный пространственно-временной континуум. Причем ведущим началом в нем является время. Одновременно, согласно М. Бахтину, хронотоп как формально-содержательная категория определяет в значительной мере и образ человека.
Во-вторых, освоение реального исторического пространства-времени в культуре протекало осложнено и прерывно: осваивали некоторые
определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реальных представлений о пространстве и времени. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и сосуществование в литературе явлений - глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-культурный процесс [Бахтин М.М., 1975. С. 235].
Исследования в области пространственно-временного континуума могут быть совместимы с методикой связанной с изучением сакральных пространств, причем анализируется бытование пространственно-временных характеристик не только в рамках отдельно взятого произведения искусства, но в рамках того культурного явления, в которое они входят. Сравнительные исследования сакральных пространств» представлены в работах японских авторов (Shigebumi Tsuji. Creating the Iconic Space: The Transformation of Narrative Landscape // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное: материалы международного симпозиума /Редактор-
составитель А.М. Лидов. - М.: Индрик, 2009. С. 82-89; Michitaka Suzuki. Hibutsu (Hidden Buddha). Living Images in Japan and the Orthodox Icons // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное: материалы международного симпозиума /Редактор-составитель А.М. Лидов. - М.: Индрик, 2009.С. 90-92; Akira Akiyama. Interralationship of Relics and Images in
Buddhist and Christian Traditions. Comparative and Performative Aspects I I Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное: материалы международного симпозиума /Редактор-составитель А.М. Лидов. - М.: Индрик, 2009. С. 93-98), написанных на основе изучения священных пространств в японском средневековом искусстве.
Методология исследования памятников изобразительного искусства в точки зрения сакрального пространства значительно расширяет границы возможностей традиционного искусствознания, часто сосредоточенного в рамках формально-стилистического анализа отдельных произведений искусства. Так, например, в памятниках японской житийной живописи на свитках второй половины XIII в. (например, в «Жизнеописании святого Иппэна») можно встретить изображение паломничества в храм. Руководствуясь представлениями о том как проходили подобные паломничества в средневековой Японии того времени, какую роль играла в них архитектура посещаемого храма, окружающий природный ландшафт, и сами паломники, исследователь свитковой живописи сможет лучше понять особенности пространственной структуры, возникающей при изображении такого рода сюжетов.
В исследовании проблемы художественного пространства в свитках XII - XIII вв. применялся еще одни методологический подход, разработанный в рамках страноведческого подхода к изучению культуры древней и средневековой Японии, нашедший отражение в монографии Е.К. Симоновой-Гудзенко «Япония VII -IX вв.: Формы описания пространства и их исторической интерпретации. Основной акцент в данной методике ставится на исследование географического пространства, топонимики, а также на особенностях бытования людей в этом пространстве в разные исторические периоды. Как отмечает Е.К. Симонова-Гудзенко, в большинстве культур географический объект, чаще всего топоним, является структурообразующим элементом исторического или псевдоисторического сообщения. Рассказывая миф, сказку или реальную историю, японец всегда
26