Ви є тут

Концепция нового романтизма в отечественной монументальной живописи тридцатых-пятидесятых годов : На примере творчества А. А. Дейнеки

Автор: 
Равинская Валерия Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271542
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................3
ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВОГО РОМАНТИЗМА В РОССИИ.....................15
1.1. ИСТОКИ И ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОМАНТИЗМА........................ 15
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ В РОССИИ......................................30
1.3. Становление творческой личности а.а. Дейнеки
В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА.................................65
ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО РОМАНТИЗМА 89
2.1. Особенности образной системы нового
РОМАНТИЗМА В ГРАФИКЕ И ЖИВОПИСИ A.A. ДЕЙНЕКИ 89
2.2. Место монументальной живописи в системе
НОВОГО РОМАНТИЗМА.......................... 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................166
БИБЛИОГРАФИЯ..................................179
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................202
3
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития науки искусствоведение опирается не только на собственный научно-теоретический и практический материал, но и на философские положения и на общенаучную концепцию развития культуры в целом.
Разумеется, что соотнесение данных наук должно осуществляться не только на современном научном материале, но и на основе исторического подхода к рассматриваемой проблеме, с позиций исследования ее развития, чтобы в меру возможного осмыслить вес богатство мысли но данному вопросу. Такой подход позволяет не только сохранить, но и совершенствовать традиции, заложенные отечественными искусствоведами, способствовать реализации принципа целостности искусствоведения как науки.
Современное состояние изучения советской культуры характеризуется уточнением самого объекта анализа. Это связано, прежде всего, с разрушением двуполюсностн картины мира как в западном, так и в постсоветском сознании; равно исчерпанными оказались как советский, так и диссидентско-советологический подходы к материалу. Отчетливо ощущается потребность в объединении усилий ученых различных направлении и школ, разрабатывающих проблемы советской культуры.
Проблема становления и развития нового романтизма в монументальной живописи в 30-х - 50-х годах в СССР явилась закономерным продолжением традиций романтизма в его генезисе, поскольку каждое направление возникает под влиянием нового элемента формы, который, зарождаясь в предшествующем движении, изменяет его.
В 1830-е - 40-е годы художественная критика стремится подвести итоги романтического этапа развития русского искусства и
21
Итак, природа романтического настроения, с точки зрения его социальной характеристики, определяется активным стремлением к идеалу, увлеченностью событиями современности, мечтой о возможности свободного развития человеческой личности, верой в красоту и силу человека.
В литературоведческих работах встречается так же понимание романтизма как особого типа творчества. Оно связано с представлением о познавательной, отражающей действительность природе искусства.
Художественный образ, будучи субъективно-авторским выражением идей об объективном мире, неизменно несет в себе два начала: отражающее и выражающее, объективное и субъективное. Причем мера содержания этих начал в нем непостоянна, изменчива; в созданиях различных эпох и различных мастеров превалирует то субъективное, то объективное содержание. (177) Эта мысль послужила для некоторых исследователей основанием видеть только два основных, проходящих через всю историю искусства взаимодействующих и противоборствующих тина творчества - реализм и романтизм. Причем реалистический тип творчества оказывался связанным с "воспроизводящим началом в искусстве”, а романтизм - с началом "пересоздающим". (357)
Такая точка зрения восходит к В. Белинскому, который в 1840-х годах писал: "Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу или воспроизводит ее во всей наготе и истине". (26,с.262) Если понимать романтизм как тип творчества, преимущественно "пересоздающий" действительность в соответствии с представлением художника о мире, то логичным окажется вывод, к которому приходит В. Белинский: "Романтизм - общее духу человеческому явление, во все времена и для всех народов присущее". (26,с. 154) Другими словами, он всегда существовал в искусстве и будет возникать, коль скоро
22
возникнет историко-художественная необходимость акцентировки субъсктивно-личносгного начала.
"Повторяясь", романтический тип творчества является качественно новым, в принципиально особенном обличье, изучение которого должно опираться на исследование социально-исторического и художественною контекста.
С другой стороны, понимая романтизм как "пересоздающий" тип творчества, .можно обнаружить его в таких явлениях как русская иконопись, в постимпрессионизме, в символизме. (47,с.25)
Романтизм открыл в искусстве новый мир чувств и страстей, порыва к идеалу, творческого воображения. Художественный метод романтизма оказал огромное и зачастую плодотворное влияние на дальнейшее развитие искусства. Лучшие традиции прогрессивного романтизма питали творчество ряда передовых художников 2-ом половины XIX и XX в.в.
Под термином "романтизм" подразумевают стиль. Такое употребление термина характерно преимущественно для искусствоведческих работ.
В современной искусствоведческой литературе существует несколько аспектов толкования понятия "стиль". В широком понимании стиль - это система идейно-художественных особенностей того или иного творческого направления, той или иной художественной эпохи развития искусства (стиль барокко, стиль классицизма, стиль эпохи). В таком значении категория стиля сближается, почти отождествляется с понятием "творческий метод".
В более узком значении термин "стиль" обозначает исторически сложившуюся устойчивую общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленную единством идейного содержания.
Наконец, мы встречаемся и с таким пониманием, когда этим