Ви є тут

Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования

Автор: 
Реброва Роксана Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
296012
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение.
Часть I
Исторические и теоретические предпосылки монастырского строительства синодального периода.
Глава 1
Особенности синодального периода. Архитектурная среда монастырского строительства.
Глава 2
Принципы композиции монастырей. Архитекторы духовного ведомства.
Часть II
Основные характеристики и история строительства новых и возобновленных монастырей.
Глава 3 Новые монастыри.
Глава 4 Возобновленные монастыри.
Заключение.
Список литературы и источников
Приложение 1. Архитекторы духовного ведомства и их постройки на территории Санкт-Петербургской епархии
Приложение 2. Указы об архитекторах духовного ведомства и о назначении епархиальных архитекторов по Российской империи.
Приложение 3. Альбом иллюстраций
Список иллюстраций
3
25
25
47
81
83
128
162
169
191
200
222
284
3
Введение.
Среди множества обителей России, монастыри, возведенные в синодальный период в Санкт-Петербургской епархии, представляют собой уникальное явление в истории русской архитектуры. Именно в это время и на этой территории петровские реформы, как реальный исторический факт, смогли повлиять на такое глубинное и самобытное явление как православная монастырская культура. Взаимодействие и взаимовлияние этих явлений при общей секуляризации жизни общества привели к возможности формирования целого ряда монастырских ансамблей, архитектурные особенности которых остаются до настоящего момента белым пятном в истории изучения русской архитектуры.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что диссертация посвящена одному из аспектов архитектурной организации русского монастыря, рассматриваемому в контексте изучения истории развития русской архитектуры, русской церкви и христианской традиции, как культурообразующего явления европейского масштаба. Это одна из фундаментальных проблем истории отечественной культуры, что обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
С 1990-х гг. начался процесс возрождения Русской Православной Церкви, долгие десятилетия находившейся в состоянии скрытых или явных гонений, и вследствие этого значительно вырос интерес к храмовому зодчеству. Началось повсеместное возрождение и реставрация монастырей, строительство новых обителей. Активизировались историко-архитектурные и историко-градостроительные исследования. Физическое «старение» памятников и открывшиеся социально-экономические возможности их обновления требуют ответственного подхода к реставрации, вдумчивого отношения к стилю или стилевому решению сооружаемых заново, или реставрируемых полуразрушенных обителей. В связи с этим тема настоящего
29
Александро-Невской Лавры, настоятели его были обязаны управлять имениями Лавры, состоящими из нескольких приходов и не одной тысячи душ крестьян. Естественно, что на благосостояние самой Староладожской Никольской обители обращалось внимания мало, здания обветшали, монашествующие разошлись по другим монастырям. "Божественная служба отправлялась или приходскими священникахми или присылались для совершения оной монашествующие из Александро-Невского монастыря и то большей частию в виде наказания или исправления".24
В Успенском Староладожском монастыре вотчины и угодья, пожалованные царем Михаилом Федоровичем, обеспечивая содержание монастыря, в то же время причиняли ему во все время владения ими много хлопот и неприятностей. "Монастырю, почти во весь период времени с 1621 по 1764 год - год отобрания имений - настояла необходимость обращаться к государям и государыням с жалобами на своекорыстных соседей, присвоивших себе монастырское достояние и вести с ними тяжбы".
Таким образом, сама того может быть и, не желая, Екатерина I, реформой 1764 г., с одной стороны, освободила монастыри от мирских забот, несвойственных монашескому образу жизни, а, с другой, очистила монашество от случайных людей, которые уходили в обители от житейских проблем. Обители перестали располагать собственными достаточными средствами для строительства, обновления облачений, росписи храмов и т.п. Оказавшись в роли просителей, на скудном государственном обеспечении, монастыри вынуждены были привлекать благотворителей, которые в свою очередь поощрялись и государствохМ и епархиальным начальством знаками отличия и наградами.
Испытания различными неурядицами, гонениями вплоть до физического истребления в аннинское время привело к духовному
54 Старо-Ладожский Николаевский монастырь. СПб., 1862. С. 20.
Историко-статистические сведения Санкт-петербургской епархии. Выпуск П. СПб., 1871. С. 152.
30
возрождению, появлению старчества, к овладению богословием как способу противоборства западным исповеданиям. В XIX веке монастыри вновь обрели для жителей России значение центров воспитания духовной жизни и нравственности народа. Быстро стало расти количество монастырей и их благосостояние. "Слишком крутая, до болезненности революционная реформа Петра В., была благодетельным страданием для Русской Церкви, стимулировавшим её творческие силы".26 "Петр бросил вызов русскому монашеству, и через 50 лет оно ответило ему явлением святителя Тихона Задонского, старца Паисия Величковского, еще через 50 лег - св. Серафима Саровского, через новые 50 лет - святителя Феофана Затворника, старца Амвросия Оптинского и целого полка оптинцев".2' В Санкт-Петербургской епархии этот период ознаменован появлением, св. Блаженной Ксении Петербургской, святителя Игнатия Брянчанинова, св. Иоанна Кронштадтского.
5 ноября 1917 года синодальный, или петербургский, период в Русской Православной Церкви был завершен избранием Патриарха, церковным центром становится Москва. Оценивая это время, митрополит Иоанн (Снычев) вслед за церковным историком A.B. Карташевым определяет эту эпоху истории Церкви как время "восхождения на значительную высоту почти по всем сторонам ее жизни в сравнении с ее древним теократическим периодом, время "восхождения в "меру полного возраста Христа" ‘ (Еф. 4:10). По степени внешнего давления на жизнь Церкви этот период можно сравнить с XX веком, временем «антирелигиозного геноцида и террора и одновременно святого горения новомучеников и исповедников».29
Произведенные Петровские реформы имели высокие и благородные цели, но изменения, произведенные ими, и дальнейший ход российской
26 Карташеп Л.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1992. С.318.
27 Там же, С. 320.
23 Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 239.
29 Лисиной H.H. Восемнадцатый век и истории русского монашества. //Монашество и монастыри в России. М., 2002. С. 187.