Работа выполнена на кафедре «Художественною проектирования» и Уфимском Государственном Институте сервиса
Официальные оппоненты
Каковкил А.Я. Валссвз-Сулсйманова Г.Ф. Юнусова А.Б.
доктор искусствоведения, профессор
доктор искусствоведения, профессор
дссстор исторических наук, профессор
Ведущая организация: Уфимская Государственная Академия Искусств.
Защита состоится « /К» декабря 2003г. в /£. час. на заседании Диссертационного
Совета
Д2ЮО0ф02при Государственном институте искусствознания Министерства культуры Российской Федерации (103009, Москва, Козицкий пер., 5)
С опубликованными работами и научным докладом А.Г. Янбухтиной можно ознакомиться в библиотеке Г осу дарственного Института Искусствознания.
Научный доклад разослан « » ноября 2003 года.
Ученый секретарь диссертационного Совета
доктор искусствоведения
3
К защите на соискание ученей степени доктора искусствоведения по ‘ совокупности опубликованных работ, посвященных вопросам изучения декоративного искусства Башкортостана (РБ), представляются труды А. Г. Янбухтиной: монографии, альбомы, статьи, вошедшие в специальные журналы и сборники, сообщения, выступления на научных конференциях различного уровня (в целом объемом 35 п.л.), обобщенные в виде научного доклада.
Актуальность исследования: становление и развитие декоративного творчества РБ до сих пор не рассмотрено в свете исторического художественного развития и остается слабо изученной областью в искусствоведческом аспекте, не представленным в исследовательской литературе. Потому изучение данной темы продиктовано необходимостью углубленного осмысления самобытной художественной культуры башкирского народа, многонационального искусства Башкортостана (и традиционного народного, и художественных промыслов, и профессионального декоративного искусства), сложившегося к концу XX столетия в целостное художественное явление. Его генезис, основные периоды развития и характерные тенденции, а также преемственность традиций составляют комплекс проблем, до сих пор не рассмотренных в искусствоведческом аспекте, потому актуальных для изучения искусства РБ, составляющего значительную часть художественной культуры не только самой республики, но и всего Южного Урала - Урачо-Поволжского региона России.
Цель и основные задачи исследования составляют:
-поэтапное изучение путей развития декоративного искусства башкир: традиционного искусства, заметно сохранившего черты родоплсмсиной культуры и в первые десятилетня XX столетия (до 1917г.), его преломление в изделиях народных мастеров, художественных промыслов, в произведениях профессионального декоративного творчества на протяжении всего минувшего столетия;
-исследование национатыюй самобытности в традиционном искусстве, его стилистической целостности в единстве с орнаментальным искусством этноса, его художественно-семантическим содержанием, исторически сложившихся в бытовой, религиозной атмосфере полукочевого и оседлого укладов жизни. Данная специфика этнокудьтуры башкир привела к необходимости рассмотрения материала по народному творчеству в комплексе с организацией и убранством крестьянского жилища как единой художественной системы, отразившей и социологические аспекты; аспект исследуемой темы;
-рассмотрение путей развития башкирского народного творчества в условиях, сложившихся на новом этапе истории - на основе систематизации и анализа всего наличного, фактического материала, накопленного за прошедшее столетие;
- изучение проблем художественных традиций и кх преемственности в работе народных мастеров, в развитии домашних ремесел и деятельности художественных промыслов республики в XX столетии и на современном, новейшем этапе истории;
- рассмотрение вопросов становления и развития профессионального декоративного искусства республики во взаимодействии с традиционно-народным творчеством, а также осмысление новых, новаторских тенденций в современном профессиональном декоративном искусстве;
- формирование целостного взгляда на историю и концепцию развития декоративного искусства РБ к концу XX столетия и включение его на рубеже веков в
7
в 1920-30-с годы. Именно они обозначили первостепенную важность изучения и музейного коллекционирования произведений бишкирского народною творчества, их систематизации и изучении как художественной ценности
- рассмотрена связь народного творчества во взаимодействии и преемственности с искусством художественных промыслов, с профессиональным декоративным искусством РБ, его влияние на башкирскую живопись, в целом - на изобразительное искусство в новейшее время;
- при участии соискателя в экспедициях по Южному Уралу в 1960-90 гг. в научный оборот введены многие памятники, материалы, наряду с источниками, собранными автором в архивах, фондах музеев, на основе которых осуществлены публикации, обобщенные в датюм исследовании.
Практическая ценность работы и ее научное значение состоит в восполнении пробела в изучении декоративного искусства Башкортостана и связанных с ним историко-художественных проблем. Основные положения диссертации апробированы во многих публикациях соискателя и нашли практическое применение в работе с художниками и мастерами БХО "Агндаяъ" н 1970-80 гг.. Последнее было освещено на страницах газеты "Советская культура" (от 30 марга 1976 г., от 14 мая 1985 г.).
В 1986 г. в выставочном загс Союза художников PH, а затем в 1987 г. в БХО "Агидсль" были организованы выставки работ А. Янбухтиной с представлением публикаций и обширного экспедиционно-полевого материала в виде фотографий, зарисовок, слайдов, сделанные в период с 1967 по -1987 гг. : Материалы выставки свидетельствовали о том, что соискатель являлся активным участником, исследователем художественных процессов, происходивших в республике ВО «горой половине XX в.
Представленные к защите публикации, их содержание в основном связаны с практической сферой деятельности соискателя. Эго - исследовательская и коллекционерская работа в стенах БГХМ им. М.В. Нестерова, работа в должности научного консультанта с художниками и мастерами БХО "Агидсль", проведение с ними экспедиционно-полевых изысканий (1967-1987 г.), пополнение музея предприятия экспонатами и научным материалом. Соискатель явился инициатором и составителем корпоративной коллекции банка «Восток» (ныне владелец - «УралСнбБаик») произведениями народного творчества и современного искусства. Бю организована научная обработка коллекции н осуществлено издание научного каталога - альбома. С 1995 года - чтение лекций, проведение семинаров по истории искусства, в том числе и по башкирскому искусству на кафедре «Художественное проектирование» в Уфимском Государственном Институте сервиса (электронный адрес кафедры в Интернете: Ьпрз'/апс.иГапеггцЦя!.«!). Многие из публикаций соискателя включены в программы курсов "Культуролоюя Башкортостана", преподаваемых в высших и средних учебных заведениях республики (27).
Настоящий доклад состоит из введения, историографии вопроса и четырех разделов, в каждом из которых анализируются характер, форма, особенности существования и развития декоративного искусства РБ и связанные с ним художественные процессы, происходившие в республике в различные периоды XX века. За основу взята общепринятая периодизация отечественной истории искусства, которая соответствует основным этапам истории декоративного искусства Башкортостана:
8
I раздел. Народное искусство - фольклорная традиция башкир а начале XX века в период до 1917г.
II раздел. Значение и роль народного творчества в формировании искусства Башкирии советского периода в 1920-40 гг.
Ш раздел. Домашние ремесла и художественные промыслы Башкирии в 1950-90 гг. и в первое десятилетие пост советского периода.
IV раздел. Профессиональное декоративное искусство PH во второй половине XX в. (1950-80 годи) и интенсивность его развития к концу столетия в 1990 годы - в пост советский период.
Таким образом, исследуемый материал систематизирован по этапам развития башкирского декоративного искусства и соответствующим им видам художественного творчества.
ВВЕДЕНИЕ. ИСТ ОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА.
Художественная культура и искусство башкир * •поркоязычного этноса, исповедующего ислам, - по стру ктуре, исторической характеристике - явление сложное, многосоставное, как и сам процесс башкирского этногенеза. Археологические, этнографические материалы, исследование башкирского эпоса («Урал-батыр», «Акбузат») раскрывают тип культуры данного этноса, сложившийся в результате историко-художественных процессов в центре Евразии, где горы Южного Урала переходят в гигантское пространство Великой Степи, (см. труды С Руденко, Р. Куэеева, Р.Б. Ахмерова, Н. Мажитова, А. Пшеничнюка, В. Иванова). Башкиры - номады, позже -полукочевники, сочетавшие оселшй уклад с кочевым образом жизни, впоследствии, к концу XIX - началу XX в. становятся оседлыми скотоводами и земледельцами. 1 ворческая деятельность этноса исторически развивалась вплоть до начала XX века в традициях патриархально-родового уклада жизни, в слитности, в органическом единстве с природой. Потому в самосознании народа понятия «родовая жизнь», «родовая память», «родовая культура» являются ключевыми. Искусство башкир полностью сосредоточено на собственной истории, культуре и находится ь органическом единстве с природной средой обитания, кормящей народ и, потому, обожествляемой им пол именем «Уралым» (в дословном переводе - сокровенный мой Урал). Десятки родовых образований и племён, сложившихся на протяжении веков в башкирский этнос, изначально несли убеждённость в своём нерасторжимом, кровном родстве с благодатной природой Урала, которую считали земным раем (сахра), В глубокой истории подобный путь обожествления природы родной земли башкиры прошли вместе с другими народами и привнесли своё коллективное - родовое представление о мире, свою философию жизни, участвуя, таким образом, в формировании гигантской общечеловеческой картины мироздания.
Ранние упоминания о башкирах в письменных источниках относятся к Х-Х1Н векам (Иби-Фадлав, Рубрук, Плано Карпини), Но с описанием картины быта, уклада жизни народа можно ознакомиться по литературе, изданной начиная со второй половины XVIII века: труды 17.С. Палласа, И .Г. Георги. Применительно к данному исследованию особый интерес представляют книги таких авторов как: П.И. Рычков «Топография Оренбургская» (1762); И. Лепёхин «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства») (1802); Н.С. Попов «Хозяйственное описание
- Київ+380960830922