Ви є тут

Детский рисунок : комплексное искусствоведческое исследование

Автор: 
НекрасоваКаратеева Ольга Леонидовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
321008
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение...............................................................4
Глава 1. Детский рисунок как объект научного исследования..............21
1.1. История научного осмысления детского рисования................21
1.2. Феноменология детского рисования..............................44
1.3. Аксиологический аспект детского рисования.....................71
Глава 2. Психологические аспекты изучения детского
рисунка............................................................89
2.1. История психологических исследований детского рисования 89
2.2. Психологические функции детского рисования...................107
2.3. «Особые дети» и их творчество................................130
Глава 3. Художественный язык детского рисунка.........................176
3.1. Зарождение и развитие художественной образности детского рисунка.......................................................177
3.2. Семантика детского рисунка...................................210
Глава 4. Детский рисунок в контексте изобразительного
искусства.............................................................232
4.1. Детский рисунок и произведение искусства.....................232
4.2. Сущностные аспекты искусствоведческой интерпретации детского рисунка..............................................262
4.3. Критерии оценки детского рисунка как произведения изобразительного творчества...................................297
Глава 5. Детский рисунок как феномен социокультурной
практики............................................................312
4.1. Художественно-педагогический контекст......................312
4.2. Выставочно-экспозиционная практика.........................340
4.3. Музееведческий контекст....................................360
Заключение..........................................................384
Библиография к диссертации..........................................388
49
теории развития познания показал, что на каждой ступени когнитивного развития у ребёнка возникают определённые возможности и пределы того, какие навыки у него могут сформироваться и чему его можно научить на данном этапе развития. По концепции Пиаже, вслед за сенсомоторной стадией интеллекта раннего периода детства (до 3-х лет), когда на основе чувственно-двигательного опыта развивается способность мыслить в действии и надолго сохранять в памяти образы объектов окружающего мира, наступает предоперациональная стадия интеллекта - стадия интуитивного мышления (от 3 до 6-8 лет). Тогда дети начинают понимать разницу между предметами и их символами, учатся различать символы и их значения, что свидетельствует о переходе от мышления в действии к мышлению в образах, которое, в свою очередь, начинает направлять и регулировать практические действия. Это - период возникновения представлений и рассуждений (период овладения речью и изображением). Далее следуют периоды становления и развития оперативного сознания (8-12 лет) и освоения конкретных формальных мыслительных операций -операциональный уровень логического мышления (от 12-14 лет и старше). Пиаже делает вывод о том, что интеллектуальное развитие - это не просто переход от низшей стадии мышлешш к высшей, но что предыдущая стадия всегда подготавливает последующую, и мышление перестраивается на более высоком уровне, куда интегрирует ранее сформированные струкгуры. Поэтому-то столь важно полное «проживание» разных периодов детства и выявление тех психических качеств, которые в определённом возрасте должны быть сформированы у ребёнка. Труды Пиаже оказали огромное влияние на все последующие исследования феномена детства.54
Американский учёный Э. Эриксон,55 разработал теорию поэтапного последовательного развития личности от индивидуального к социальному, и это развитие связано с преодолением сложных возрастных кризисов. Сам
и См Крайг Г Психолотя развития - 7-е межл Изд - СПб Питер, 2000, Валлон А Психическое развитие ребенка - СПб, М, Харьков, Минск, - 2001
5 Эриксон Э Детство и общество - СПб Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996
50
процесс развития не осознаётся ребёнком, но на каждом из этих возрастных этапов ему приходится решать комплекс специфических задач, которые предъявляются жизнью и обществом. В личностном развитии ребёнка, таким образом, определяются «суперзадачи» каждого периода. Так, самая ранняя стадия приходится на грудной возраст, и главной ценностью этого периода является - формирование базового доверия ребёнка к жизни; в период от I до 2 лет доминантным становится развитие личностной автономии ребенка; время от 3 до 5 лет характеризуется формированием личностной инициативности; в 6-7 лет происходит активизация стремления к личностной компетенции; задача возраста от 7 до 12 лет - развитие личностной продуктивности как умения быть успешным в достижении результатов деятельности; в 12-14 лет главная задача - формирование личностной идентичности, т.е. поиск осознаваемых ответов на вопрос «Кто я?» и т.д.
Исследования Эриксона показали важное значение возрастных фаз личностного развития ребёнка и выявили уровни ожидания и готовности личности на пути самоактуализации и самореализации. Эта концепция позволяет определить место творческих проявлений ребёнка (в том числе и изобразительной деятельности) и то значение, которое они имеют в личностном развитии.
Свидетельства обширной психотерапевтической практики подтверждают и тот факт, что, если «суперзадача» какого-то периода не решена вовремя, то в личностном развитии образуется существенный пробел - остаются не сформированными определённые психические механизмы. В дальнейшем (даже во взрослой жизни) это грозит неуспехом личности в тех жизненных ситуациях, для разрешения которых требуются личностные качества, отсутствующие у данного человека.
Психологическое развитие детей протекает неравномерно, и наряду с длительными периодами сохранения основных черт психического облика, происходят резкие, скачкообразные изменения, связанные с отмиранием,