Ви є тут

Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980)

Автор: 
АхундЗаде Лейла Джамиль кызы
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
321015
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРШИЕ
Введение _______________________________________________ 3-9
I глава Традиции пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана____________________________________10-25
П глава Становление и развитие пейзажного жанра в азербайджанской советской живописи,
1920 - 1960 годы__________________________________ 26-60
Ш глава Пейзажное творчество С.Бахлул-заде и его
I -
вклад в историю азербайджанской пейзажной живописи___________________________ 61-94
1У глава Тенденции развития азербайджанской пейзажной живописи. 1960 - 1980 годы__________________________95 - 140
Заключение 141 - 143
Библиография
144 - 154
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Азербайджанское советское искусство за 60 лет своей истории прошло большой и сложный путь. Больших достижений и подлинного успеха добились азербайджанские художники в различных его видах и жанрах.
Современная азербайджанская живопись, отмеченная именами Са-лахова, Нариманбекова, Абдуллаева и других, не имеет аналогии в прошлом, в старой национальной традиции... Но столь выражено здесь творческое своеобразие школы, что мы имеем все основания видеть в ней одно из замечательнейших проявлений современного социалистического искусства. Это неповторимый вклад народа Азербайджана в многогранное целое советской художественной культуры",-пишет Г.Недошивин1.
В истории изучения проблем азербайджанской советской живописи большую роль сыграли исследования искусствоведов республики К.Д.Керимова, H.М.Миклашевской, А.Ю.Казиева, Н.Д.Габибова, М.Н.Над-жафова, P.C.Эфенди, Р.К.Керимовой, Н.К.Заманова, М.А.Тарланова и других.
В их трудах обобщен и систематизирован большой изобразительный материал, выявлены кардинальные пути развития живописи Азербайджана, дана характеристика творческих исканий видных художников, определяющих лицо сегодняшнего искусства.
Актуальность проблемы. Изучение и анализ современного азербайджанского искусства с его высоким нравственным потенциалом, глубокой идейностью, самобытной художественной культурой, является требованием времени, и необходимо для более разностороннего понимания процессов, происходящих в окружающей нас действитель-
I Г.Недопшвин. Роль национальных традиций в развитии социалистического искусства. "Искусство", 1971, & 2,с. 17.
- 14 -
С тех пор,как спокойствия жаждет страна,
Тревога в нее не зашла ни одна.
Довольство и счастье повсюду видны,
Душистые травы кругом зелены"-'
Мы сочли возможным привести несколько примеров из поэзии, так как азербайджанская миниатюрная живопись неотделима от поэзии, хотя и не является только лишь ее иллюстрацией, художники часто дополняли сюжет увлекательными подробностями, живыми бытовыми сценками.
Характерно, что художники, также как и поэты, предпочитали изображать весеннюю природу.
"Благословенье Бардинской стране!
О
Зима в ней подобна прекрасной весне,- восклицает Низами, и в этих словах слышится высшая степень восхищения, похвалы поэта благодатному Бардинскому краю.
Устойчивость этого мотива - весеннего цветения природы исходит из самого оптимистического жизнеутверждающего духа народа. Весна - самое живописное время года с бесчисленным множеством сверкающих красок, время, когда природа показывается во всеоружии своей животворящей силы, своего пышного великолепия. И неудивительно, что художник, иллюстрируя поэтическое произведение,помещал своих героев среди цветущих деревьев и трав, даже в том случае, когда поэт опускает описание места, где происходит действие.
Миниатюра была призвана не только иллюстрировать, но и украшать рукопись, поэтому ей свойственны занимательность деталей,декоративность, яріше цветовые сочетания. Перед художником стояла
1 Низами Гянджеви.Искандер-намэ.Антология азербайджанской поэзии.-М.,1939,с. 382.
2 Там же, с. 44.
- 15 -
сложная задача - вместить весь сложный мир человеческих переживаний и красоту природы в узкие рамки оставленного каллиграфом пространства, отсюда проистекает такая содержательная и цветовая насыщенность миниатюры.
Отбирая все самое црекрасное в земной жизни, художник с трепетом выводит цветы и листочки деревьев, облака и ручейки с разноцветными камнями. Однако, было бы неверно считать, что пейзаж здесь имеет чисто декоративное звучание.
Изучая тебризскую миниатюрную живопись, можно заметить совершенно определенную закономерность в трактовке пейзажа, заключающуюся в соответствии его настроению и содержанию иллюстрируемого поэтического фрагмента. Так, мотив цветущего дерева никогда не встречается в батальных сценах и почти не встречается в сценах с тяжелой драматической канвой. Здесь обычно изображаются низкорослые кустарники, стелющиеся по скалам, реже высокие деревья, платаны, кипарисы. Например, Батальная сцена из рукописи "Зафар-намэ,т Шарафаддина /1525/, миниатюра "Сражение Исфендияра с драконом" Сиявуш Бека Курчи /1570-е годы/.
Цветущие деревья и травы изображаются художниками в сценах с празднествами, увеселительными меджлисами, а также в сценах с влюбленными. Нацример, миниатюра "Искендер у Нушабе" из рукописи "Хамсэ" Низами /начало ХУ1 века/, миниатюра "Отдых в саду" из рукописи "Гуй ве чоуган" Арифи /1524-1525/.
Отличительные черты пейзажа в азербайджанской миниатюре видны особенно выпукло при сравнении с пейзажной живописью других стран, например, со средневековой живописью Китая.
Философская созерцательность и грандиозность мироздания китайских пейзажей совершенно противоположны изображению пейзажа в азербайджанской миниатюре, где природа является источником нескончаемого чувственного наслаждения. При этом контрастном сопо-