2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 4
ГЛАВА 1. ЖИВОПИСЬ ХУДОЖНИКОВ «БУБНОВОГО ВАЛЕТА» (на примере собрания Волгоградского музея изобразительных искусств) .. 23
1.1.0т метафоры к описанию. Живопись 1910-1920-х годов............ 23
1.2.«Искусство для других» и «искусство для себя». Произведения 1930-х годов...................................................... 52
1.3. Новая утопия. Творчество 1940-1950-х годов.................. 101
ГЛАВА 2. ГРАФИКА ХУДОЖНИКОВ «БУБНОВОГО ВАЛЕТА» В СОБРАНИИ ВОЛГОГРАДСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
ИСКУССТВ......................................................... 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 155
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................... 166
«ШКОЛА» «БУБНОВОГО ВАЛЕТА» ...................................... 167
«Школа» Машкова в воспоминаниях современников.................... 169
Произведения учеников И.И.Машкова в коллекции Волгоградского
музея изобразительных искусств................................... 179
Кончаловский и Осмеркин о преподавании........................... 188
Краткие сведения о художниках.................................... 190
Из истории «Бубнового валета».................................... 201
Краткие сведения о художественных объединениях, связанных с
«Бубновым валетом»............................................... 208
*
Каталог живописных произведений художников «Бубнового валета» в
собрании Волгоградского музея изобразительных искусств........... 213
Каталог графических произведений художников «Бубнового валета» в
собрании Волгоградского музея изобразительных искусств........... 223
Каталог произведений учеников И.И.Машкова в собрании
3
Волгоградского музея изобразительных искусств............ 236
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ....................................... 239
ИЛЛЮСТРАЦИИ ............................................. 243
27
ранних пейзажей, это мир динамичный- растущий, подвижный. Мотив движения, пусть даже в скрытой, неявной форме, для творчества Машкова в целом не характерен и возникает в периоды напряженных поисков, перемены стиля. В картине есть страстность и ощутимый оттенок романтики. В 10-е гг. Машков чаще всего видит мир, приподнятым на пьедестал (или сцену), обыденность пропишется в его работах в следующем десятилетии. Художник, как и в более ранних пейзажах, не ставил задачей показать состояние природы, эта проблема будет его занимать также в 20-е годы. Как и в лучших пейзажах 1910-1912гг., ему удалось здесь ярко выразить идею могучей силы земли, радости жизни, метафорически выраженной в концентрированной живописно-пластической формуле.
Середина 1910-х годов- время напряженных творческих исканий, суть которых в литературе обозначается, как приближение к натуре и возвращение к стадиально более ранним приемам: сезаннистских, импрессионистических, реалистических. Художники «Бубнового валета» не только все более усложняют мотивы своих композиций, но и все более расширяют диапазон мелодий, извлекаемых из них. Теперь для них важно индивидуальное, содержательное своеобразие каждого образа в совокупности всех его эмоциональных слоев. Форма предметов все более конкретизируется. Отчасти эти изменения присутствуют уже в «Новодевичьем монастыре».
Отход от примитивизма Машкова в 1913-1914 гг., как и у Кончаловского, связан с пристальным интересом к Сезанну. Падает темп и «замах живописного делания», притупляется его заостренная резкость, живопись становится сдержаннее, «предметнее», ближе к задачам чувственно-осязательного понимания вещей. По словам А.Эфроса, увлечение «живописной кухней» сделало из них, в наши дни развала живописи, своего рода хранителей добрых традиций живо-писного ремесла - парадоксальная роль для недавних «потрясателей основ» . Действительно, можно сказать, что бубнововалетцы подчинили свое творчество культу мастерства и ремесла живописи. Такое отношение к ремеслу являлось
28
проявлением общего явления романтизации творчества, в высшей степени свойственной «московским сезаннистам» и которая определила характер не
84
только их художественной, но и педагогической деятельности .
Если в начале 1910-х годов портретам Машкова свойственна утрирован-ность и гротескная экспрессия образа («Автопортрет и портрет Петра Кончаловского»), то в середине десятых они стали спокойнее, гармоничнее («Портрет
Н.М.Усовой», «Дама с контрабасом», 1915г.). «Портрет художника
А.И.Мильмана» (1916г., ВМИИ, илл. 19), «о четырех головах и руках», чаще всего воспринимался критикой и зрителем почти как пародия на кубофутуризм, но уже современники оценили его достоинства85.
Творческая личность- излюбленный герой портретного жанра начала 20 века. «Портрет А.И.Мильмана» появился на выставке «Мир искусства» в конце 1916 года, и имел привычный для Машкова весьма «скандальный успех». Между тем позиция автора в отношении Адольфа Израилевича Мильмана - своего ученика, талантливого художника, с момента организации входившего в «Бубновый валет»- серьезна и исполнена уважения. Композиционное решение работы при использовании кубистических приемов лаконично, сдержанно. Несомненно, Машков был несвободен от стереотипов портретов Серова, что связано с характером модели, «немашковского типа»- утонченно-аристократическим.
В поисках новой «послепримитивистской» изобразительной системы Машков создавал весьма противоречивые решения. «Портрету А.И.Мильмана» свойственны алогизм пространства и сезанновская подвижная точка зрения. Фон и стол решены условно, декоративно, при этом плоскость стола, череп и ваза с кистями словно опрокинуты на зрителя. Машков совмещает разные точки зрения, запечатлевает самые характерные жесты, значимые аспекты, как художник-примитивист. Объемы фигуры промоделированы тенями, но выглядят условными, как в парсуне. В то же время формы лица, рук, неестественно длинных пальцев сложно и точно прописаны. В картине выявляется конфликт
83 Росций (А.Эфрос). Выставка русских и польских художников// Русские ведомости.-1916.-15 (28) апр.- №86.-С.5.
84 О «Школе» см. в Приложении.
- Київ+380960830922