Ви є тут

Книги иного мира: образ Дуата в искусстве Древнего Египта Среднего и Нового царств

Автор: 
Лаврентьева Ника Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
282869
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................„...1
ДУАТ КАК КАТЕГОРИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ..................................18
ГЛАВА I. ДУАТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СРЕДНЕГО ЦАРСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.................................................................«34
I
1.1. Образ Дулта в дописьменной культуре......................................34
1.2. Образ Дуата в Древнем царстве и Проблема "Текстов Пирамид"...............36
1.2. 1. Частные гробницы Древнего царства..................................36
1.2.2. Проблема «Текстов Пирамид»..........................................37
1.2.3. Тенденции VI династии...............................................43
1.3. Сложение гермоиольской художественной и богословской традиции Среднего ЦАРСТВА.....................................................................45
1.3.1. Гермополь...........................................................48
1.3.2. Раскопки в некрополе Эль-Бсрше......................................51
1.4. Историография памятников и методы исследования...........................53
1.4.1. Круг памятников.....................................................61
1.5. Содержание и особенности оформления текста...............................63
1.5.1. Место «Книги Двух Путей» в истории древнеегипетской заупокойной литературы................................................................73
1.6. Техника исполнения и изобразительная структура саркофагов с «Книгой Двух
путей».....................................................................74
1.6.1 .Техника исполнения..................................................74
1.6.2. Колористические характеристики и символика цвета:...................75
1.6.3. Изобразительная структура саркофагов................................77
1.7. Группа саркофагов середины Среднего царства..............................83
1.7.1. Композиция днища саркофага Сепи (Каир. Египетский музей. СО 28083):.91
1.7.2. Основные изобразительные мотивы «Книги Двух Путей».................114
1.8. Гробницы вельмож Среднего царства в некрополе Эль-Берше:................120
ГЛАВА 11. «КНИГА АМ-ДУАТ»: «ЦАРСКАЯ» И «ЖРЕЧЕСКАЯ» РЕДАКЦИИ 126
11.1. Содержание «Книга ам-дуат»...........................................128
11.2. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ...................................................131
11.3. Гробницы фараонов XVIII - XX династий в Долине Царей. «Царская» редакция «КНИГИ АМ-ДУАТ»............................................................139
11.3.а. Изучение Долины царей...........................................140
II. 3.1. Царские гробницы начала XVIII династии...........................142
11.3.1.а. «Книга Ам-Дуат» в погребении вельможи XVIII династии. Феномен гробницы
Усср-Амона.......................................................152
11.3. 2. Гробницы фараонов ХІХ-ХХ дин. в Долине Царей.....................172
И.4. Папирусы с "Книгой ам-Дуат". «Жреческая» редакция.......................183
11.4.1. Историография папирусов «Книги Ам-Дуат»...........................184
/1.4.2. Пути возникновения................................................/89
11.4.3. Круг памятников. Типология........................................194
11.4.4. Папирусы «Книги Ам-Дуат» в собраниях российских музеев............203
4.4.5. Стилистические особенности. Классификация..........................223
II.5. Обобщающие замечания...................................................227
ГЛАВА ІП. РАЗНООБРАЗИЕ «КНИГ ИНОГО МИРА»: ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ДУАТА В ЗАУПОКОЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ НОВОГО ЦАРСТВА...................................230
III. 1 Образ Дуата в «царских» «книгах иного мира»:..........................230
111.1.1 .Историография....................................................231
III. 1.2. «Литания Ра»....................................................233
III. 1.3. «Энигматическая книга иного мира»...............................238
111.1.4. «Книга Врат».....................................................243
111.1.5. «Книга Пещер»....................................................254
111. 1.6. «Книга Земли»................................................. 258
111.1.7. «Книги Дня и Ночи»....'..........................................265
III. 1.8. Кенотаф Сети 1..................................................271
Ш.2. «Книги иного мира» в контексте «не-царских» погребений..................274
111.2.1. Нецарские погребения Нового царства и III Переходного периода....274
111.2.2. СаркофагиХХ1-ХХІІ династии.......................................279
111.2.3. «Мифологические папирусы»........................................283
111.2.4. Поздние гробницы.................................................292
Ш.2.4.а Гробница Пстосириса ..........................................294
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................и.....................................300
СГШСОК СОКРАЩЕНИЙ................................................................... 306
БИБЛИОГРАФИЯ................................—.........................................309
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.................... ми1*иам«»и«и«ам«1м*н*н««ммнж«*и|м«н«м«м«»мжн«»ж 330
частных гробниц возникают новые композиции, имеющие отношение не к миру Ка, а намечающие направление изображения путешествия покойного в иной мир.
Большую роль в оформлении гробничных комплексов начинает играть роспись, в отличие от господствовавшего в первую половину Древнего царства рельефа.
• В гробнице Каэманха96 (№ 4561) в Гизе роспись погребальной камеры сочетается с подписями (Илл. 9), выполненные линейной иероглификой, тогда как ранее было характерно сопровождение рельефа проработанными знаками «монументальной» иероглифики.
В погребальной камере в гробнице Мерирука в Саккаре97 на стене над входом помещена живописная композиция, изображающая яства и приношения покойному.
Эти факты знаменуют собой начало сложения и еще одной новой тенденции проникновения изображений в погребальные камеры98. С усилением местных центров, вельможи не стремятся более сооружать свои гробницы в столичном некрополе. Вместо этого вблизи номовых центров начинают строиться скальные гробницы провинциальной аристократии, образующие отдельные местные некрополи. Именно в одном из таких некрополей - в Балате, в мастабс Мсдунефера" -впервые засвидетельствованы "Тексты саркофагов", относящиеся по
96 Об этом см. также Большаков А.О. Развитие представлений о «загробных мирах» в древнем Египте// Мероэ 5, 1999. С.55-71. С. 63.
97 См. Мисливич К. Гробницы эпохи V и VI династий в Саккара // Хавас 3. Сокровища пирамид. М., «АСТ-Астрель», 2004. С. 294. См. илл. «Погребальная камера Мерерука».
98 Bolshakov А.О. Man and his Double in Egyptian Ideology of the Old Kingdom. Wiesbaden, Harrassowitz Verlag in Kommission, 1997. P. 119.
99 Vallogia А/. Le mastaba de Mcdou-Ncfer. Le Caire, Institut français d'Archéologic orientale, 1986 = Balat 1 = Fouilles de l'Institut français d'Archéologic Orientale du Caire, 31/1-2. P. 74-78, pl. LXli-LXIII.
44
времени к концу VI династии. Очень скоро эта тенденция охватывает почти все значимые номовые центры Древнего Египта.
1.3. Сложение гермопольской художественной и богословской традиции Среднего царства.
Когда Египет потрясает крах Древнего царства и настигают бедствия Первого Переходного Периода, на глазах нескольких поколений рушится все, что было создано их предками*и ими самими (по-видимому, погребения фараонов расхищаются уже тогда). Люди начинают больше задумываться и заботиться о своем посмертном существовании. В этом некогда неколебимом мире все становится изменчивым, жизнь может оборваться в любую минуту, а за гробом их ждет вечность (теперь сопоставимая только с мифическими временами, к которым могут быть причислены и достаточно недавние, но так внезапно ушедшие в прошлое, века стабильности). Возникает также и необходимость каким-то образом закрепить сложившиеся представления, чтобы они не были утеряны100.
100Большаков А. О. Изображение и текст: два языка египетской культуры // ВДИ 2003, №
4. С. 13: «Вскрытие пирамид во время восстания в столице сделало царские священные тексты доступными для тех, кто раньше не имел права видеть их. Мы все еще не имеем представления о том, каким образом Тексты пирамид были включены в новую традицию. Разумеется, они были бесполезны и непонятны для безграмотной толпы, выбрасывавшей царские мумии из усыпальниц. Было бы даже крайне наивным предполагать, что некие интеллектуалы бросились изучать их как только спала волна беспорядков. Более вероятно, что пирамиды оставались долгое время открытыми и доступными для знающих людей, которые могли постепенно, в меру надобности копировать надписи с их стен, однако нельзя исключать и возможность использования гипотетической оригинальной версии на папирусе. Как бы то ни было, частные лица стали цитировать Тексты пирамид