2
Оглавление
ф Введение.................................................4
Историографический обзор...................................5
Обоснование темы..........................................20
Глава 1. Художественная и технико-технологическая атрибуция надгробной иконы великого князя московского Василия III: бытование, реставрация, стилистика
§1. История бытовании надгробной иконы великого князя
Василия III и се поновлений...............................24
§2. Исследование и реставрация иконы......................31
§3. Технико-технологическое исследование живописи*
как основа художественной атрибуции.......................40
§4. Научная реконструкция иконы...........................46
§5. Стилистические особенности надгробной
иконы Василия III.........................................49
§6. К вопросу о личности заказчика надгробной иконы великого князя Василия III................................65
Глава 2. Иконография русских надгробных изображений: традиции и своеобразие памятников
§1. Надгробный образ в византийской и древнерусской
иконографии...............................................75
§2. Иконография надгробной иконы '• великого князя Василия III................................94
3
Глава 3. Историко-культурные предпосылки создания надгробной иконы великого князя Василия III и истоки формирования типологии царских изображений
§1. Надгробная икона в контексте историко-культурного
процесса XVI столетия.................................108
§2. Формирование типологии царских изображений
второй половины XVI века..............................122
Заключение............................................152
Примечания
Примечания к введению.................................160
Примечания к 1 главе..................................165
Примечания к 2 главе..................................175
А
Примечания к 3 главе..................................186
Список использованной литературы......................197
Список сокращений.....................................222
Приложение
Список ллюсараций.....................................224
Альбом иллюстраций....................................231
25
была передана в музей вместе с другими надгробными портретами83. В 1916 году С.Бартеиев в богато иллюстрированной книге «Московский Кремль в старину и теперь» публикует фотографию иконы с подписью, сообщающей о се происхождении и месте нового хранения: «изъ Московского
• • , м од
Архангельского Собора [Императорский Россійскій Исторический Музей]» . На фотографии ретушью усилен рисунок ликов, рук и одежд на изображениях фигур.
Факт передачи иконы в музей косвенно подтверждается фотографиями К.А.Фишера85, которые фиксировали процесс проведения реставрационных работ по замене плит пола и ремонту гробниц в Архангельском соборе в 1905 году. На одной из них видна южная сторона иконостаса и пустующее место на стене, где прежде помещалась надгробная икона. Можно предположить, что в период реставрационных работ иконы были убраны. Тем не менее, на других фотографиях 1905, а затем 1913 годов, видно, что иконы надгробных иконостасов остались нетронутыми86, в
07
том же расположении, как изображено на литографии К.Эргота 1873 года . Таким образом, протоиереем Н.А.Скворцовым были использованы устаревшие источники, так как, перечисляя надгробные иконы, находящиеся в соборе, он упоминает и портреты царя Федора Ивановича и князя М.В.Скопина-Шуйского, находившиеся к тому времени в музее и уже
ОС
раскрытые от слоев записи в 1909 году . Однако Т.Б.Власовой обнаружен еще один противоречивый факт: в предварительной записке комиссии по приемке церковного имущества Архангельского собора 1919 года икона
ОЛ
отмечена среди других . Вероятно, это очередная документальная ошибка, так как перечисленные выше факты доказывают, что на рубеже веков иконы в соборе уже не было.
Итак, представим общую картину перемещения нашей иконы. По убедительным предположениям Т.Б.Власовой и И.Л.Кызласовой,
первоначально икона располагалась в местном ряду иконостаса, воссозданного после пожара 1547 года, в южном крыле, «над гробом»
26
Василия III90. После установления нового «рамного» иконостаса в 1680 году икону переместили в надгробный иконостас при северо-восточном столпе91, ^ а после одного из ионовлений икон и иконостаса в первой половине XVIII
века се поместили на южную стену собора на солее92.
В процессе прсдреставрационпого исследования иконы удалось восстановить историю ее бытования и поповлсиий. Как показали реставрационные пробы, первоначальный фон на иконе был золотым. Однако помимо этого рентгенограммы выявили скрытые иод слоем записи гвозди, служившие для закрепления на фоне металлической басмы. Как показывает реставрационная практика, в большинстве случаев появление слоя, перекрывающего золочение - таких, как повторное золочение, окрашивание цветовым колером или использование басменного оклада, чаше всего связано с естественным старением и потемнением покрывающей живопись олифной пленки или лака, и имеет средний период около к семидесяти лет. В данном случае, когда речь идет об образе, имеющем
особое значение для правящей династии, основную роль в принятии решения для поновления иконы играла не степень ее обветшания, а желания и вкусовые предпочтения заказчика.
Проведенное в этой связи исследование показало, что среди сохранившихся икон XVI - XVII вв., происходящих из надгробных иконостасов Архангельского собора, икона с образом Василия III — единственная, написанная на золотом фоне. «Родимые», тезоименитые, надгробные иконы, связанные с лицами царской семьи, начиная с середины XVI - до второй половины XVII вв. были написаны на так называемой «дичи», фоне, изначально предназначенном иод крепление металлического оклада. Как можно судить по семейным иконам Ивана IV, имевших басменные оклады, тезоименитой ему - Иоанна Предтечи (середина XVI в.), «родимой» царевича Дмитрия Ивановича - св. Димитрия Солунского (вторая половина XVI в.), «родимой» царя Федора Ивановича - св. Феодора Стратилата (вторая половина XVI в.)93 и знаменитому царскому окладу,
- Київ+380960830922