Ви є тут

Готический стиль в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. : На примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов

Автор: 
Баранова Мария Геннадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275328
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение.................................................................. 4
I глава. Европейская готика и неоготика как прообразы “готического стиля” в русской архитектуре..................................... 24
1.1. Историко-культурная основа, эстетические и стилистические особенности готического стиля в европейском искусстве XII — XVII вв 25
1.2. Причины возникновения и специфика неоготики в Европе................ 48
1.3. Готика в России. Культурно-исторические предпосылки возникновения псевдоготики как первого ретростиля в русской архитектуре
XVIII столетия........................................................... 60
II глава. Псевдоготика как феномен архитектуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии XVIII в..................................... 77
2.1. Становление культурно-художественной традиции Санкт-Петербурга
в XVIII столетии и истоки петербургской псевдоготики..................... 78
2.2. Искусство “готического стиля” в архитектуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии второй половины XVIII в. Заказчики, архитекторы, памятники................................................... 87
III глава. Неогогика в архитектуре Санкт-Петербурга и его пригородов XIX столетия........................................................ 110
3.1. Неоготика в контексте российской культурно-исторической ситуации
XIX в................................................................... 111
3.2. Специфика неоготических памятников архитектуры Санкт-Петербурга
и его пригородов эпохи эклектики........................................ 127
IV глава. “Готический модерн”: возрождение традиций готики на рубеже XIX-XX вв.......................................................... 164
4.1. Возникновение “нового стиля” - модерна и ретроспективистские искания в русской архитектуре конца XIX - начала XX столетий................ 165
4.2. “Готический модерн” в архитектуре Санкт-Петербурга и его пригородов - итог двухвековой традиции “готического стиля” в русской культуре.. 179
3
Заключение............................................................. 205
Библиография........................................................... 212
1. Первоисточники..................................................... 212
2. Исследования....................................................... 216
3. Альбомы и каталоги................................................. 232
4. Справочно-энциклопедические издания................................ 233
5. Учебно-методическая литература..................................... 235
Архивные материалы, использованные в диссертационном исследовании.................................................................... 237
Сокращении............................................................. 242
Приложение............................................................. 243
I. Перечень памятников “готического стиля” в Санкт-Петербурге и его пригородах............................................................. 244
1. Осуществленные проекты......................................... 244
2. Неосуществленные проекты....................................... 252
II. Список иллюстраций.............................................. 254
III. Иллюстративные материалы....................................... 269
1. Памятники европейской средневековой готики
2. Неоготические сооружения в Европе
3. “Готические” постройки Москвы и российской провинции
4. Памятники “готического стиля” в Санкт-Петербурге
5. “Готические” сооружения пригородов Санкт-Петербурга
37
силы внешнего мира14. Стилистическими особенностями готических статуй являлись подчеркнутая “нематериалыюсть” и вытянутость фигур, скрытых под длинными одеждами, что олицетворяло их “неземную” принадлежность.
Стилистические черты готики, перешедшие позднее в “новую готику”, определяются также и своеобразным архитектурным декором, ранее в оформлении построек не применявшимся и имеющим также символическое значение. По мнению Э.Панофского, конструкцию готического собора он выражает гораздо более подробным языком, чем это мог бы сделать обнаженный каркас, не подвергнутый искусному оформлению [245; с. 27]. Это, во-первых, изящные пи-накли - стремящиеся вверх декоративные башенки на контрфорсах с ажурными завершениями - фиалами, на которых, в свою очередь, находятся “краббы” -выступающие лепестки, украшающие также башни, щипцы, вимперги и другие части здания, и крестоцветы - стилизованные цветы с крестообразно расположенными лепестками, связанные со знаком креста. Во-вторых, - “устрашающие” горгульи - фантастические животные, символизирующие силы космоса или демонического подземного мира, созданные в виде желобов для отвода дождевой воды с карниза здания, и химеры - чудовища с львиной головой и туловищем дракона, изрыгающие языки пламени и олицетворяющие внешнее зло и его множественность. В-трстьих, одна из главных отличительных особенностей готики - переплеты окон, украшенные различными замысловатыми узорами, означавшими связь и единство двух миров - внешнего греховного и внутреннего божественного. Немаловажное значение для оформления внутреннего и внешнего пространства храма имел растительный орнамент, включавший зачастую мотивы родной природы. Листьям аканта, популярному виду украшения в средневековой архитектуре, придавался символический смысл, исходя из его особенностей: отростков и шипов, которые ассоциировались со значением беспокойства о чем-то любимом, а также осознанием и болью греха; акация озна-
14 “Иконографическая программа включала изображения центральных сцен Нового и Ветхого Завета и аллегорические образы, представляющие триумф добродетели над пороками; она содержала средневековый календарь - знаки Зодиака и сцены труда и занятий в зависимости от времени года и все, что должно было быть известно человек)' о жизни, начиная с центральных образов готического искусства - Христа и Богоматери, и кончая огромной родной красотой дубовой или кленовой листвы, обрамляющих капители” (231; с. 202).
38
чала душу и бессмертие, трилистник, или клевер - знак Троицы, лилия - эблему чистоты, непорочности, символ и атрибут Девы Марии, роза олицетворяла завершенность, полноту и совершенство. Данные элементы готики стали излюбленными мотивами в “готической” архитектуре России второй половины XVIII -начала XX вв.
Характерные черты культового зодчества эпохи готики были перенесены частично и на светское строительство, так как в это время расцветает и светская субкультура, становление которой формировало, главным образом, рыцарское сословие. В строительстве рыцарских замков сформировался свой характерный готический стиль, перекликающийся во многих архитектурных элементах с образным строем храмов, заимствующий некоторые черты романского стиля и ставший позднее прототипом “готических” построек, предназначенных для дворянского быта (Ил. 18, 20, 23). Так же, как и готический храм, замок имел определенное символическое значение, производимое от образа дома и от образа ограждения и укрепленного города. В средневековом искусстве символ окруженного стеной города олицетворял трансцендентальную душу и небесный град Иерусалим, а расположение замка на вершине горы или холма подразумевало дополнительное значение, связанное с символикой уровня, восхождения.
Архитектура, обстановка жилища, утварь, одежда, оружие должны были демонстрировать власть и богатство их владельца. Представительности перед другими князьями служил придворный и дипломатический церемониал, подобно религиозному обряду - спектакль и рыцарский туршф. Светская культура была тесно связана с религиозной, поскольку заказчиками храмовых сооружений часто являлись высокопоставленные граждане и представители власти, бывшие прежде всего христианами. Замки и дворцы, построенные аристократией, представляли собой некий синтез элементов мощных укрепленных построек романского периода и новых принципов готического зодчества с преобладанием вертикали над горизонталью, множеством высоких башен, использованием нер-вюрных сводов, стрельчатых оконных и дверных проемов, скульптурных украшений.