Ви є тут

Флорентийская мозаика в России середины XIX - начала XXI веков: Петергоф, Екатеринбург, Колывань

Автор: 
Баранова Татьяна Витальевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298961
179 грн
Додати в кошик

Вміст

V
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Общие и специфические черты разновидностей мозаичного искусства. Флорентийская школа мозаики
1.1. История, виды и техники мозаики. Терминологическая проблематика
1.2. Итальянская школа флорентийской мозаики
Глава II. Развитие флорентийской мозаики на Петергофской
шлифовальной фабрике в контексте основных стилевых тенденций второй половины XIX в.
2.1.Основные художественные тенденции в русском искусстве середины XIX века. Эпоха историзма.
2.2. Петергофская школа флорентийской мозаики. Деятельность И.В. Соколова.
Глава III.Екатеринбургская гранильная фабрика
3.1.Екатеринбургская школа мозаики
3.2. Монументальные и станковые произведения Флорентийской мозаики Урала
Глава VI. Колыванская шлифовальная фабрика.
Актуальные проблемы флорентийской мозаики XX века
1 - 13
14
14
25
34
34
48
69
69
78
84
' V
ъ
4.1.История Колыванского камнерезного завода 84
4.2. Синтез искусств архитектуры и флорентийской мозаики 94
4.3. Флорентийская мозаика в монументальном искусстве
Алтайского края. 104
4.4. Флорентийская мозаика в станковых произведениях.
Анализ произведений. 114
Заключение 127-130
Список сокращений 131
Список литературы и источники 132-152
Приложение 1 Иллюстрации 153-196
Приложение 2 Каталог изделий Колыванского камнерезного завода в технике флорентийской
мозаики 1957-2009г.г. 197-214
18
украшаемого предмета, или рисунок выкладывается (инкрустируется) на фоне камня.
Согласно «Словарю терминов», [55, с. 94.] мозаика флорентийская -это создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Отличительная особенность флорентийской мозаики — тщательная подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке мозаичного панно, прежде всего, учитывают декоративные возможности имеющихся камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра.
В словаре-справочнике камней-самоцветов написано: «флорентийская мозаика - создание художественного изображения из сочетания различных пород цветного камня разных цветов, оттенков и геометрических форм» [127,0.134].
Э.И. Белицкая в книге «Художественная обработка цветного камня» [8,с. 57], трактует флорентийскую мозаику как создание художественного изображения из сочетания различных пород цветного камня разных цветов, оттенков и геометрических форм. Первым материалом был плиточный мрамор, так называемый «руинный», но позже стали применять в основном цветной камень твердых пород, пластинки которого тщательно подогнаны друг к другу без видимого невооруженным глазом «шва» (место стыковки пластин). Каменные пластинки могут быть любой геометрической формы, но должны быть расположены в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка.
I Флорентийская мозаика может быть выполнена и из одного вида камня. Во флорентийской мозаике формы и размеры отдельных элементов определяет мастер-исполнитель для каждой конкретной картины, но границы между ними (швы) не должны быть видны. В.Б. Семенов, И.М. Шакинко в
19
работе «Каменная живопись из Флоренции» [116] флорентийскую мозаику называют самой сложной. В данной технике применяется в основном цветной камень твердых пород, пластинки которого тщательно подгоняются друг к другу без видимого невооруженным глазом «шва». Каменные пластинки могут быть любой геометрической формы, но должны быть расположены в одной плоскости. Готовое произведение искусства -пейзаж, орнамент и т.п. - воспринимается как единое целое, сходное по своим средствам художественной выразительности с живописным произведением.
Иностранные источники определяют эту разновидность мозаичного искусства как вид уникальной мозаики из полудрагоценных камней: лазурита, агата, яшмы. Элементы вырезаются и вставляются в мрамор, имитируя живопись [166]. Выделим главный атрибут флорентийской мозаики на который указывают все авторы: изображение дается
естественной цветовой гаммой и, как правило, монтируется на фоне белого или черного мрамора [88].
Еще одной особенностью «каменной живописи» или флорентийской мозаики является тщательная подгонка (без швов) каждого элемента создаваемой картины. При этом используются естественные особенности камня — цветовые переходы, вкрапления, прожилки, трещинки, что позволяет мастеру создавать яркие и красочные композиции. Кроме использовавшихся при создании «римских» мозаик, в основном, мраморов и ониксов, флорентийские мастера значительно расширили «минеральную палитру» — стали применять яшмы, агаты, бирюзу, лазурит, кварц, другие ярко окрашенные камни, которые они называли «твердые камни», что и дало второе, известное во всем мире, название флорентийской мозаике - PIETRE DURE (пиетре дуре). Эта техника и сегодня применяется в ювелирном производстве, в оформлении изделий мебели и в других работах. Как правило, в произведениях фон выполняется более темным тоном, для выделения изображения [159].