Ви є тут

Гобелен в общественных интерьерах России 1970-1990-х годов : На примере творчества мастеров Петербургской и Московской школ

Автор: 
Бещева Нина Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274264
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
с. л.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА КАК ВИДА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 15
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА КЛАССИЧЕСКОГО ГОБЕЛЕНА В РОССИИ 15
1.2. РАЗНОВИДНОСТИ ТРАДИЦИОННОГО РОССИЙСКОГО ГОБЕЛЕНА, ПРИНЦИПЫ ЕГО
РАСПОЛОЖЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ 21
1.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА В XX ВЕКЕ 30
ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 1 37
ГЛАВА 2. КОМПОЗИЦИОННАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОБЕЛЕНА С ИНТЕРЬЕРОМ КАК ВАЖНАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОГО ГОБЕЛЕНА 39
2.1. ТИПОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОБЕЛЕНА 39
2.2. ГОБЕЛЕН И ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
СРЕДА ИНТЕРЬЕРА 81
2.3.ГОБЕЛЕН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА 112
ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 2 134
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОБЕЛЕНА В ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ В 1970-Е - 1990-Е ГОДЫ 136
3.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОСКОВСКОЙ И
ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛ ГОБЕЛЕНА 136
3.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА
В 1970-Е ГОДЫ 146
3.3. ГОБЕЛЕН В ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ
В 1980-Е ГОДЫ 151
3.4. ОСОБЕННОСТИ ГОБЕЛЕНА В 1990-Е ГОДЫ 162
ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 3 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173
БИБЛИОГРАФИЯ 177
ПРИЛОЖЕНИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 190
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 191-220
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (ТОМ 2) 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (ТОМ 2) 14-100
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что в современных условиях новых технологий и расширения возможности массового тиражирования произведении прикладного искусства, повышается значимость ручного художественного мастерства, а в художественном оформлении - наследие исторических стилей.
В современном мире у человека возникает потребность окружить себя рукотворными вещами. Они могут служить знаковой, культовой величиной, которая психологически воспринимается человеком как стабилизирующий фактор в быстро меняющемся мире. Гуманистические начала гобеленов ручной работы трудно переоценить, незаменима их роль в создании комфортной среды для жизни человека в техногенном пространстве бытия.
Гуманистические начала сильны в гобелене, что особо ценно в общественном интерьере. Способность одухотворять, приближать к человеку материальную среду, в которой он находится, изначально заложена в гобелене, гобелен хранит живое прикосновение человеческих рук.
Искусство гобелена генетически связано с наследием художественного ремесла. То, что современный российский гобелен выполнен из того же материала, и в той же технике, как и много веков назад, делает его ценным и востребованным.
В искусстве гобелена происходят изменения, это живой, развивающийся вид искусства. Несмотря на глубокие корни, он имеет колоссальные возможности для развития.
ВЫБОР ТЕМЫ исследования продиктован недостаточной изученностью гобелена как важнейшего компонента формирования предметно-пространственной среды современного интерьера, а также попыткой проанализировать историю и возможные
1) использование традиционных художественнокомпозиционных принципов создания гобелена - плоскостное изо бриз и тельное напр а влей не;
2) применение фактуры и структуры ткацких переплетений в качестве основного художественного приёма - фактурное направлен не;
3) отражение в гобелене пластических свойств скульптуры -п л астическое н а п р а в л ен не.
Использование единственно гобеленового переплетения, которое само по себе не обладает фактурным разнообразием, многовековым опытом доказало реальность непрерывного развития искусства гобелена.
Плоскостное изобразительное направление широко представлено в России. Среди произведений российских художников, являющихся яркими примерами сохранения традиционных художественно-композиционных принципов изготовления гобелена, можно выделить монументальный гобелен-диптих «Казаки» (5000x3000x2), созданный группой петербургских художников Ганько М.Б., Еремеевой Н.З., Рахимовой И.М., Моисеевой H.A. для зала казачества Исторического музея им. Дворницкого в Днепропетровске (лист 14). Диптих был изготовлен в 1979 году к 325-летию воссоединения Украины с Россией. Два громадных 15-метровых гобелена расположены в интерьере на противоположных стенах, лицом друг к другу.
Многофигурные композиции уравновешены и замыкаются вокруг центральных фигур. Плоскость гобеленов насыщена изображением, отсутствуют не разработанные места, как и в классическом гобелене. Как на левой части, в сцене освободительного народного сражения, так и на правой части
.РОССИЙСКАЯ Т0О¥ЦАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
диптиха, в сцене подписания соглашения 1654 года в Переславле и братания двух народов, зритель видит Богдана Хмельницкого9. Изображаемые фигуры почти соответствуют по росту реальным людям, посещающим музеи. Этим достигается достоверность восприятия событий. Живое впечатление усиливается музейными экспонатами.
В гобеленах Мурадовой Н.В. «Сияние Москвы» и «Герб», расположенных в центральном конференц-зале Московского Кремля (1995-1996 г.г.) и серии из восьми гобеленов для интерьеров Верховного Суда (архитектор - Палуй Б.В)10 в Москве большую роль играет рисунок золотом (лист 15). Он является не только изобразительным средством, но несет смысловую нагрузку олицетворяет государственную власть, величие страны. Тематика гобеленов соответствует назначению общественного сооружения, куда проектировалась серия. Изобразительный ряд гобеленов формируется элементами геральдики, символики, определяющими принадлежность к Москве, России, государственному управлению.
Работа Р. Горячевой, созданная в 1987-1988 годах для интерьера пансионата министерства торговли РСФСР (лист 16)1', представляет плоскостное изобразительное направление. Автор
* Подобный прийм изображения одного и того же героя многократно, в разных исторических событиях, использовался сшё в средневековых гобеленах-свитках. Так, на «Ковре королевы Матильды» вышито 58 сиен из хроники войны Франции с Англией, среди которых Гарольд изображен сначала получающим корону, затем участвующим в сражении и. наконец, убитым [76. 17]. Оше раньше этот прием встречается в искусстве древних коптов (Ш-У11 в.до н.э.). Их ткани - небольшие панно в технике гобеленового ткачества, среди них есть несколько образцов, посвященных истории жизни святого Иосифа, на которых имеется многократное изображение св. Иосифа, спящим, идущим, делающим [164,19].
10 Восемь трёхметровых гобеленов, вытянутых по высоте, размешаются в неглубоких нишах в холле, стены которого отделаны тёмным, почти чёрным мрамором. Чрезвычайно редкий случай, когда гобелены используются в столь контрастных сочетаниях и по цвету, и по фактуре: мрамор отражает свет, а гобелены поглошают, камень - тёмный, гобелены - почти белые. Сочетание фактур гладкого блестящего мрамора и матовой поверхности гобелена - не часто встречающееся, но очень удачное сочетание. За счёт усиления взаимодействия с фоном стен, гобелены проявляются с увеличенной силой, они как будто светятся изнутри. Необходимо отметить, что вне интерьера, куда конкретно проектировались гобелены, они совершенно не работают.
11 Гобелен (3000x5000) предназначался стене в пространстве над парадной лестницей.