Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1. Тенденции демократизации художественной жизни
в России в середине 1950-х - 1960-х гг. ..........................18
1.1. Краткий очерк развития отечественного искусства
во второй половине 1950-х - 1960-х гг........................18
1.2. Особенности художественной жизни Сибири
конца 1950-х - начала 1970-х гг..............................32
Глава 2. Модернизация метода социалистического реализма в изобразительном искусстве середины 1950-х- 1960-х гт..............46
2.1. Проблема стиля...............................................46
2.2 Расширение палитры стилистических исканий в
отечественной живописи в середине XX века....................61
2.3. Новации художников круга «сурового стиля»....................76
Глава 3. «Суровый стиль» в творчестве сибирских художников...........89
3.1. Проявление особенностей «сурового стиля»
в сибирской сюжетно-тематической картине.......................89
3.2. «Суровый стиль» и сибирская портретная живопись..............103
3.3. Прояатение особенностей «сурового стиля»
в творчестве сибирских пейзажистов............................117
3.4. Тенденции, определившие дальнейшее развитие
сибирской живописи в 1970-е гт................................126
Заключение..........................................................135
Список источников и литературы......................................139
Список сокращений...................................................170
Список иллюстраций..................................................171
Иллюстрации.........................................................174
Приложения (1-7)....................................................200
Введение
В отечественном искусстве XX века конец 1950-х - 1960-е годы стали периодом преобразований, временем, когда, по образному выражению А.А.Каменского, «прошлое и будущее искали друг друга» [357, 185]. На данном этапе произошёл возврат к традициям, заложенным в процессе всего развития мировой и отечественной культуры и прерванным в 1930-е гг. Обретя свободу мысли и творчества, художники нового поколения закладывали основы дальнейшего развития изобразительного искусства. Для Сибири этот период явился важной ступенью формирования профессиональной организации художников, интенсификации художественной жизни, временем создания произведений, ставших классикой сибирского искусства.
Актуальность изучения основных тенденций сибирской живописи конца 1950-х - начала 1970-х гг. определяется наличием многослойности художественной культуры, художественного развития, которая может рассматриваться на нескольких уровнях. Один уровень - творчество представителей разных поколений художников, каждое из которых несёт свои идеалы, образы, навыки, традиции. Уступая место следующей генерации мастеров, прежнее искусство не уходит в небытие, оно становится ценным пластом культуры. Каждый новый пласт — это создание новых ценностей, рождение новых традиций, новых идеалов.
А.М.Кантор указывает на важность понимания особенностей взаимовлияния таких культурных слоёв [360, 9], поэтому постижение процессов, происходящих в современном искусстве, невозможно без
значительных групп писателей и художников, сочувствующих современному строительству» [88, 173]. Пункт 3 Постановления
предписывал провести объединение музыкантов, композиторов, художников и т.д. Таким образом, с целью унифицировать искусство были ликвидированы все художественные общества1, государство (в лице И.В.Сталина) получило возможность бесконтрольно управлять искусством.
Постановлением ЦК от 23 апреля 1932 г. были распущены все творческие организации в республиках и областях, принято решение о создании единых союзов художников в регионах. В 1936 г. возник проект создания Оргкомитета по созыву всесоюзного съезда художников и образования единого Союза художников. О необходимости таких преобразований говорит, в частности докладная записка начальника Управления ИЗО председателю комитета П.Керженцеву (1936 г.): «Работа подавляющего большинства творческих союзов работников изобразительного искусства проходит совершенно неудовлетворительно из-за отсутствия единого руководящего союзного центра и совершенно недостаточного внимания к творческим союзам со стороны управления по делам искусства. Союзы эти в творческом отношении почти никем не руководятся» [382, 160]. Однако Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда художников был создан лишь в 1939 г., а съезд состоялся гораздо позже - в 1960 г [93].
В 1932 г. был выдвинут как единственно возможный для советских художников метод социалистического реализма и тем самым была окончательно пресечена возможность многомыслия в искусстве, многообразия художественных концепций. Одновременно была
1 B.C. Манин перечисляет следующие художественные общества 1930-х гг.: АХР, ОМХ, OCT, ОРС, «Четыре искусства», ОМАХР, «Бытие», «13», РОСТ, ОХС, «Жар-цвет», «Цех живописцев», МХАД, Общество им. Куинджи, «Круг художников», Общество художников - индивидуалистов [382, 130].
развёрнута борьба с авангардными течениями: в 1930-е гг. в газете «Правда», журнале «Искусство» появилось большое количество публикаций о вреде «чужеродного советскому искусству» формализма [193, 16; 199].
Ярким примером жёсткой регламентации в области искусства явилось Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, где в резких выражениях критиковалось творчество А.Ахматовой и М.Зощенко, в совершении серьёзных политических ошибок обвинялись редакции журналов «Звезда» и «Ленинград») (Приложение 2).
В искусстве в целом и в живописи в частности произошёл возврат к стилистике XIX века, к традициям художников - передвижников. Произведения 1900 - 1920-х гг. изымались из экспозиций музеев, становились недоступными для массового зрителя (Приложение 3). Избирательным стало отношение к зарубежному искусству: И.Н.Голомшток отмечает, что «к 1950-м гг. лишь старшее поколение интеллигенции помнило, что были в Европе в XIX в. такие художники, как Тернер, Констебл, барбизонцы, Гойя...» [331, 140]. В 1948 г. был закрыт московский Музей нового западного искусства (единственный в Москве музей, экспонировавший западноевропейскую живопись от Мане до кубизма), в 1949г. в здании Государственного музея изобразительных искусств им. A.C.Пушкина экспозиция классического западного искусства уступила место выставке подарков И.В.Сталину1, перестали проводиться выставки зарубежного искусства - и классического, и современного.
В изобразительном искусстве прекратились поиски, эксперименты, по образному выражению В.С.Манина, «искусство превратилось в «заросший пруд» со стоячей водой» [382, 215]. В стране, отделённой от
1 Экспозиция была восстановлена лишь в 1955 г.
- Київ+380960830922