Содержание
Введение Глава /.
Историография
Глава II. Народное гончарство и русская глиняная игрушка.
К вопросу о происхождении традиционной глиняной игрушки
II. 1. Традиционная игрушка и гончарство.
II. 2. Археологическая глиняная итрушка XVI — XVIII веков.
II. 3. Звуковая ифушка. Истоки традиционной русской глиняной игрушки.
Глава III. Типология образа в русской народной игрушке XIX — XX вв. Традиции и инновации.
III. 1. Образ Древа в русской глиняной игрушке и его развитие.
III. 2. Женский образ в русской глиняной игрушке и его трансформация.
III. 3. Костюм в женских изображениях русской глиняной игрушки. Его содержательное и декоративное значение.
III. 4. Образы животных и птиц в традиционной русской глиняной игрушке.
Глава IV. Коллективное и индивидуальное в народном искусстве (на примере творчества каргопольских мастеров глиняной игрушки)
IV. 1. Сохранение и развитие традиции. Карюпольскис мастера И.В. и Е.А. Дружинины и У.И. Бабкина.
IV. 2. Традиционные и новые образы в каргопольской глиняной игрушке XX века. Китоврас и Сирин.
Заключение
С. 1-15 С. 16-50
С.51-63 С. 64-75
С. 76-90
С. 91-99 С. 100-115 С. 116-128 С.129-149
С.150-169 С. 170-180
С. 181-186
Библиография
С. 187-198
Введение
Актуальность темы исследования. Народное искусство как часть современной культуры и культуры прошлого все более привлекает внимание специалистов. Изобразительное творчество, народная архитектура, деятельность художественных промыслов, которыми всегда была так богата Россия, составляют ценнейшее наше достояние. Сохранение и изучение этого наследия, определение путей дальнейшего развития в данной области, должно быть в числе первостепенных задач нашего общества и нашей науки.
Художественное творчество, народные ремесла одновременно являются и составляющей современной фольклористики в целом (а она, при всей диффсренцированности её видов, представляется некой целостностью, комплексом разных явлений традиционной культуры) и вместе с тем, — областью вполне самостоятельной. Она подчиняется не только общим закономерностям, но и собственным принципам, обладает спецификой образного воплощения, особой связью с миром природы.
Русская глиняная игрушка не только исключительно интересный, яркий, самобытный и древний вид народного творчества, занимающий заметное место среди других традиционных ремесел. Она является одним из ключевых видов народною искусства, позволяющих судить о разных этапах в его историческом развитии. Как художественное явление игрушка имеет важное значение для понимания нашей народной культуры и её роли в жизни общества.
Традиционная глиняная игрушка тесно связана со многими художественными ремеслами и вместе с ними составляет богатую красками картину искусства русских народных промыслов, тем не менее, она выделяется среди них сложной своей природой, типологическим и локальным многообразием. Коллективное и индивидуальное начала, неразрывные в самом процессе народного творчества, в этом виде художественного ремесла выявлены особенно наглядно. Исключительная роль коллективного, суммарный опыт многих поколений, являющийся основой в развитии данного
1
разновидность общего стиля модерн, давал оригинальную художественную интерпретацию темы народного искусства. Однако стиль этот был самостоятельным художественным явлением, никак не подменявшим народную культуру. Через стилизаторство тоже происходило знакомство с народным искусством, но для настоящего глубокого ею изучения нужен был первоисточник, т.е. сами памятники народного искусства. Внимательное исследование на материале каждого из его видов могло дать понимание специфики этого искусства, позволяло выявить его развитие, художественные принципы, технологическую основу. Такая работа и велась в начале XX века силами разных специалистов. Многие русские художники, серьезно интересовавшиеся народным искусством, не только коллекционировали разные его произведения, но и писали о нем, писали профессионально, с глубоким пониманием художественной сути. Именно поэтому так ценны для нас их статьи, не устаревшие и в наше время. Эти статьи печатались в лучших художественных журналах начала XX века, таких как «Аполлон», «Мир искусства», «Старые годы», «София». В качестве примера можно привести две небольшие статьи по русской игрушке в журнале «Аполлон» за 1912 год. Это статья Н.Д. Бартрама «О возможности возрождения в игрушке народного творчества» и статья Л. Бенуа, которая названа общо — «Игрушки», но посвящена целиком расписным глиняным изделиям Вятского промысла1. Обе эти статьи пока еще не были исследовательскими, но затрагивали очень важные вопросы, связанные с особенностями развития современных им игрушечных промыслов, переживавших тогда немалые трудности, вызванные расширением промышленного производства. Оба художника и коллекционера, понимавшие значение традиционного кустарного производства, были обеспокоены дальнейшей судьбой данного вида искусства, такого самобытного и яркого в России.
1 Бартрам Н.Д. О возможности возрождения в игрушке народного творчества // «Лпполон», № 2. СПб., 1912.
Бенуа А. Игрушки — гам же.
17
Не меньший интерес представляет и сборник статей, посвященный теме игрушечного производства вообще — «Игрушка, ее история и
Л
значение», вышедший в том же 1912 году в издательстве Сытина*'. Сборник включает целый ряд работ, написанных разными специалистами, и это особенно значимо, т.к. позволяет увидеть рассматриваемое культурноисторическое и художественное явление в разных аспектах. Среди статей данного сборника выделяются, на наш взгляд, три очень серьезных исследования, которые отличаются и широтой в охвате материала, и глубиной проникновения в природу игрушки. Это большая и важная по своему содержанию статья Л. Оршанского «Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России», обобщающая и интересная в художественном плане статья С. Глаголя «Русская народная игрушка в XIX веке» и фундамента!ьное исследование В. Харузиной «Иг рушка у малокультурных народов». Название этой статьи, может быть, и вызывает некоторое недоумение у современных авторов, однако затрагивает она интересные проблемы древних искусств и культур, актуальные до сих пор и связанные с происхождением данного вида творчества. В результате данных исследований становится понятным и место русских игрушечных промыслов в истории мировой и европейской культуры, и то особое их художественное значение, которое не находит себе параллелей в других искусствах. Интерес преимущественно, что естественно для того времени, проявляется к тем игрушечным промыслам, которые были хорошо известны в России. Это центры недорогой, но очень красочной и потому любимой детьми и взрослыми народной игрушки. Речь идет о Сергиевом Посаде и Вятке, о деревянной и расписной глиняной игрушках.
Надо сказать, что именно с изучения вятских традиционных игрушек и начинается пристальное исследование специфики локальных вариантов, локальных школ русского игрушечного производства. Вятской глиняной
2 Сб. «Игрушка, ее история и значение». М., 1912.
18
- Київ+380960830922