Оглавление.
Введение.............................................. 1 -24
Глава I. Историческая, экономическая и религиозная обега- 25 - 46
новка в Сербии (конец 14 - начало 15 вв. ).........
Глава II. Моравская школа - общая характеристика 47-81
Глава III. Воплощение религиозных доктрин и морально-этических идей сербского общества в живописи Моравской
школы.......................................................... 82-114
Глава IV. Моравская школа и южнославянский
стиль....................................................... 115-126
Заключение.................................................. 127-132
Список литературы.................................. 133 - 142
Примечан ия................................................. 143-151
Список иллюстраций.......................................... 152-164
Альбом иллюстраций................................. 165 - 345
Введение.
Постановка проблемы.
Выбор темы диссертации объясняется интересом к особенностям религиозной живописи одной из наиболее ярких и мощных национальных школ в позднем средневековье Восточной Европы. Представляется важным выявить и осмыслить своеобразную трансформацию, которую претерпела византийская традиция на почве славянской культуры, в частности в Сербии, испытав в различной степени воздействие готического и раннеренессансного искусства Запада. Диссертация посвящена исследованию особенностей сербских церковных росписей второй половины XIV - первой половины XV века так называемой Моравской школы.
I (еобходимо отметить, что о живописи Моравской школы нет ни одной книги (есть книга о скульптуре и архитектуре), а также не была защищена ни одна диссертация, даже в Сербии. Есть книги по отдельным храмам Моравской школы, но нет работы, которая систематизировала бы материал по этой теме, исследовала бы закономерности зарождения и эволюции школы и рассмотрела бы проблемы и особенности исключительно росписей. Поэтому намеченное исследование представляется особенно важным.
В работе будут рассматриваться особенности расположения фресок и новые черты в иконографии, будут исследоваться причины их возникновения. Росписи изучались с учетом политических, исгорических и религиозных событий. Данное исследование призвано определить взаимосвязь программы росписей и иконографии с настроениями, бытующими в обществе, проследить их связь с доктринами двора и политическими установками. Религиозное искусство отражало моральные, политические и богословские идеи, поскольку храм воплощал мироустройство для средневекового жителя.
В иозднеиалеологовское время начинают ярче проявляться сугубо национальные местные особенности. В религиозной живописи появляются светские элементы не просто на уровне бытовых подробностей в церковных
31
на. самыми крупными из которых были Каленич и Манасия. Также в этот период были присоединены к Моравской Сербии территории севернее Белграда и территории вдоль Савы и Дуная.
Однако в конце 1408 г. против Стефана воссгал браг Вук вместе с Ьраиковичами. Это заставило Стефана назначить Георгия своим наследником и с 1411 г. устанавливается прочный мир до самой смерти Стефана. Сербия при Стефане Лазаревиче была одной из наиболее благополучных держав на Балканах.
После его смерти государство переходит к Бранковичам. Они не обладали ни умом, ни политической ловкостью Стефана. Из-за постоянного давления со стороны гурок их государство быстро уменьшалось в размерах. Таяла политическая самостоятельность Сербии.
Важно отметить, что Бранковичи унаследовали не только государство, но и титул деспотов, который символизировал внедрение во внутренний мир Византии. Именно эту призрачную власть особенно ценили наследники. Титул императорского сановника тогда представлялся уже не тяжелой обязанностью и ущемлением “самостоятельности’7 как прежде, а знаком отличия, признанием принадлежности к высшей христианской власти Византии, приобщением к ее великой славе и авторитету. Это был акт осознания своей связи со всем восточным христианством под эгидой Консгагггинополя. Десиот-ство принималось из рук базилевса и если сравнивать базилевса с наместником бога на земле, что было характерно для византийского сознания, то деспот сопоставим с апостолом. Об ослаблении власти Византии говорит тот факт, что деспотство досталось владыке удаленной земли.
О серьезности, с которой относились в Сербии к данному титулу, свидетельствует юз факт, что Стефан согласился еще раз в 1410 г. “венчаться” на деспотство при Мануилс 11. А Георгий Бранкович после смерти Стефана, с того момента как он был объявлен главой государства, назывался “господином”. А с 1429г., когда посланцы византийского императора вручи-
32
ли ему знаки деспотского достоинства, начат называться “деспотом”, он сам особенно высоко ценил полученный титул. Когда в 1453 г. не стаю византийских императоров и в 1459г. пата Сербия, деспотов назначат на своей территории Mai наш Корвин. Эту практику продолжат даже после разгрома Венгрии в 1526г., куда до этого бежаии после падения Сербии многие бояре. Деспотство с Ьранковичей перешло на хорватских вельмож Ьерналавичей (результат династического брака). Особенно интересно то, что в XV и XVII вв. при попытках возродить Сербское государство, планировалось восстановить не королевство или империю« а деспотию князя Лазаря Бранковича.
Необходимо остановиться еще на одном важном вопросе. Душановская Сербия лс была едина этнически, вообще идея единства по национальному признаку впервые начата звучать только после битвы при Марици в 1371 г. На какое-то время единая Сербская держава практически исчезла, уступив место разрозненным феодальным областям. Династия правителей уг-ратила ореол неприкосновенного и вечного авторитета. Моравская Сербия была более или менее едина. Политика Князя Лазаря, деспота Стефана была направлена на восстановление авторитета власти и на культивацию национальной идеи. Душан в своей политике стремился к сближению Сербии и Греции, ему свойственен был некий космополитизм. Моравское государство, наоборот, ориентировалось на культурную и политическую самостоятельность. Лазарь, стремясь к родству номинальной и реальной власти, вес же отдавал предпочтение реальной политической независимости. Показателей тол факт, что он довольствовался скромным титулом князя, имея вес права короля и даже вмешиваясь в дела церкви. Очень необычен и дальновиден такой подход к власти в то время. Властитель Повою Брода - центра «рударства» (рудного дела) бан Тварко I, наоборот, стремится к пышным титулам, подчас необеспеченным властью. Так, он в 1377 г. в Милешеве называет себя королем «Сербским, Боснийским, Поморавским и Западного стана». Тварко взял себе имя Стефана - традиционное имя сербских королей и перенял дворцо-
- Київ+380960830922