Ви є тут

Геометрическая абстракция в американской живописи 1940-1950-х: от Пита Мондриана к Барнету Ньюмену

Автор: 
Лебедева Илона Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300888
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ: Введение....
3
Глава 1. Пит Мондриан и европейская геометрическая абстракция
Раздел 1.1. Пит Мондриан: на пути к неопластицизму....................14
Раздел 1.2. Нсопластицизм как одна из вершин европейской геометрической абстракции 1930-х....................................................27
Глава 2. Американское искусство 1930-1940-х: события, мастера,
тенденции
Раздел 2.1. Нью-Йорк - новый художественный центр.....................45
Раздел 2.2. Пит Мондриан в США: преобразование неопластицизма 59
Раздел 2.3. Геометрическая абстракция в американской живописи 1930-х
годов.................................................................69
Раздел 2.4. Роль Барнета Ныомена в образовании ныо-йоркской школы живописи..............................................................86
Глава 3. Геометрическая абстракция в творчестве Барнета Ныомена
Раздел 3.1. Барнет Ныомен: становление художника...................105
Раздел 3.2. Формирование концепции «возвышенного» в творчестве Барнета
Ньюмена............................................................111
Раздел 3.3. «Возвышенное» и метафизика пространства в живописи
Ньюмена............................................................132
Раздел 3.4. Скульптура Ныомена: от символики вертикали к
концептуальности и минимализму.....................................151
Заключение. От Пита Мондриана к Барнету Ньюмену: развитие форм и идей
американской геометрической абстракции 1940-1950-х.................175
Библиография.......................................................191
Список сокращений..................................................199
4
1
Приложение 1. Влияние неопластицизма...............................200
Приложение 2. Фрагменты эссе Пита Мондриана «Природная реальность и
абстрактная реальность» (1919 - 1920)..............................212
Приложение 3. К вопросу об истории возникновения эссе «Проблема
содержания» (1944).................................................214
Приложение 4. Описание и некоторые фрагменты эссе «Плазматический образ» (1945).......................................................218
Приложение 5. Фрагменты эссе «Первый человек был художником»
(1947).............................................................222
Приложение 6. Фрагменты эссе «Возвышенное сегодня» (1948)..........227
Приложение 7. Альбом иллюстраций...................................229
Список иллюстраций.................................................258
2
частности и уловить суть вещей. Высокий технический уровень исполнения произведений - опыт, приобретенный за время обучения в Академии художеств. При этом красота и выразительность чистого цвета были открыты через знакомство с фовизмом, экспрессионизмом и дивизионизмом; осознание структуры формы пришло вместе с приобщением к кубизму, а понимание ее светозарности зародилось параллельно с опытами в техниках постимпрессионизма. В сочетании с характерным для его произведений лиризмом, романтизмом, а также символическим, теософским подтекстом16, все это составляет ту благодатную почву, на которой к 1917 году вырастает новый стиль — неопластицизм.
25
* * *
Выставляя свои произведения в Париже во время своего первого пребывания в европейской культурной столице в 1911-1914 годах, голландский художник намеренно убирает одну из двух букв «а» в своей фамилии, превращаясь из Мондриаана в Мондриана. Таким образом, он манифестирует начало новой фазы в своей жизни и творчестве. В 1914 году заканчивается так называемый «первый парижский период» Пита Мондриана. Стиль его письма продолжает развиваться в сторону дальнейшего редуцирования деталей или, по меткому определению Мишеля Сёфора, «упрощения кубизма». В 1915 году начавшаяся война гонит его из Парижа в далекую, еще не оккупированную фашистами голландскую деревню Ларей, где уже жили многие художники. Там он знакомится с Тео ван Дусбургом. Этот живописец, теоретик, скульптор, и архитектор прекрасно разбирался во всех авангардных тенденциях искусства. Он сразу же с большим интересом отнесся к работам Мондриана. Так встретились два будущих организатора и активных участника авангардной группы «Де Стейл» — Пит Мондриан и Тео ван Дусбург.
26