Ви є тут

Проблемы развития религиозного искусства Франции в 1920 - 1950-е гг. : Ансамбль церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Асси

Автор: 
Мамедова Лада Адильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
277269
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................4
Глава 1. Религиозное искусство Франции первой
половины XX века: основные тенденции.....................19
1.1. Общая характеристика. Религиозное искусство в
художественной жизни.....................................19
1. 2. Монументально-декоративная живопись: витраж,
ковёр, фреска, мозаика, живописное панно.................31
1. 3. Религиозная скульптура.............................42
1. 4. Основные церковные ансамбли........................67
Глава 2. Католическая церковь и религиозное искусство
в первой половине XX века................................88
2. 1.Общая характеристика................................88
2. 2.Роль доминиканцев в возрождении
религиозного искусства. Мари-Алан Кутюрье( 1897-1952).... 114 Глава 3. Ансамбль церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Асси..................................................128
3. 1. История строительства..............................128
3. 2. Проблемы стиля. Иконографическая программа.........131
3. 3. Проблема новой иконографии: алтарный ковер
«Апокалипсис» Ж. Люрса...................................136
3. 4. Скульптурное «Распятие» Ж. Ришъе проблема
влияния второй мировой войны на религиозное
искусство................................................145
3. 5. Организация алтарного пространства боковых нефов (керамическое панно «Св. Доминик» Л. Матисса, бронзовый табернакль «Хлеба и рыбы» Ж. Брака и алтарная картина «Св. Франциск де Саль» П. Боннара) и крипты («Распятие» и табернакль К. Мари, стенная роспись «Тайная вечеря» Л. Кижно и мозаики
«Св. Тереза деЛизье», «Св. Иосиф» Ф. Стравинского)........149
3. 6. Старое и новое религиозное искусство: витражи
центрального нефа, наргекса и крипты......................159
3. 7. Художники - «не-католики» в церкви: оформление баптистерия М. Шагалом и статуя «Нотр-Дам-де-Лъес»
Ж. Липшица................................................176
3.8. Организация главного фасада церкви
(мозаика «Литании Богоматери» Ф. Леже)....................187
Заключение...............................................197
Библиографический список использованной литературы 200
Приложения...............................................214
1. Описание убранства основных доминиканских
ансамблей середины XX века во Франции.....................214
2. Тексты католической церкви (1932—1965), посвященные религиозному искусству....................................220
33
Лионе) и церковные витражи напоминают академическую живопись. Искусство витража теряет свой сакральный характер. Благодаря исканиям Виоллс-ле-Дюка появляется «археологический» витраж, то есть витраж, призванный заменять утерянные средневековые витражи и пытающийся копировать их.
Лишь эпоха модерна заново открывает витраж и его роль в монументальном искусстве, но нельзя ешё говорить о возрождении церковного витража. После 1914 г. различные фабрики снова возвращаются к производству «археологических» витражей в «средневековом» стиле для замены уничтоженных войной старых витражей.
Швейцарский художник Александр Сангриа (1879- 1945) оказывает огромное влияние на искусство церковного витража во Франции в XX веке. Основатель и руководитель швейцарского художественного объединения «Группа Святого Луки», куда входили и французские художники, Сангриа хочет возродить искусство церковного витража и византийских мозаик. Художник никогда не стремится подражать стилю старых мастеров и призывает использовать старые техники для создания современных произведений. Также он экспериментирует с новыми техниками. Привлекающие внимание своими яркими цветами и свободной композицией, витражи собора Нотр-Дам в Женеве (1918-1928) были хорошо известны во французской художественной среде. Александр Сангриа работает вместе с швейцарским художником-витражистом Марселем Понсе и Морисом Дени над убранством церкви святого Павла в Женеве (1913-1915), строительство которой имело большое значение в развитии европейского религиозного искусства XX века. Это была одна из первых попыток
34
создания нового современого церковного здания, полностью украшенного произведениями современного искусства.
Настоящее возрождение церковного витража во Франции связано с мастерской Жака Ле Шевалье и Луи Барийе, а также с мастерской витража в «Мастерских религиозного искусства», которые одной из своих задач считают возвращение витража в церковь.
Жак Ле Шевалье (1896—1987), выпускник высшей школы декоративного искусства в Париже, открывает свою витражную мастерску ю в 1920 г. В том же году он приглашает к сотрудничеству Луи Барийе (1880-1948), а в 1923 они начинают работать совместно с бельгийцем Теодором Ханссеном. Их цель - «возродить искусство французских витражистов XIII века и поставить их на службу современного искусства»23. Стиль их мозаик и витражей близок исканиям кубистов и Баухауза. Они используют необычное для искусства витража сочетание белого и черного цвета, вводят надписи в пространство витража. Художники интересуются новыми техниками, работают с цветным, бесцветным, многослойным органическим и прессованным стеклом (рис. 6—8). Между 1920 - 1939 гг. «бои за и против введения современного искусства в церковь велись в основном вокруг витражей, выходящих из этой мастерской»24.
В «Мастерских религиозного искусства», с их появления в 1919г., была витражная секция, которая занималась только созданием картонов. Настоящая витражная мастерская открылась в 1926 г., под руководством Жана Гебсра-Стевенса (1888—1943). В
23 Pichard J. Les églises... Op. cit. P. 26.
24 Ibid.