Ви є тут

Особенности развития отечественного искусства гобелена : на примере творчества художников Екатеринбурга рубежа XX - XXI вв.

Автор: 
Семизорова Любовь Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301657
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...........................................................3
Глава 1. ГОБЕЛЕН РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.
1.1. Технологические и художественные особенности различных
видов ткачества...................................................14
1.2. Отечественный опыт создания гобеленов
во второй половине XX в...........................................24
1.3. Этапы развития искусства гобелена периода
второй половины XX в..............................................30
1.4. Роль гобелена в отечественном интерьере второй
половины XX в.....................................................67
Выводы первой главы...............................................73
Глава 2. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ГОБЕЛЕНА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 вв.
2.1. Особенности искусства гобелена ведущих мастеров Екатеринбурга.....................................................76
2.2. Формирование выставочной деятельности в Екатеринбурге 105
2.3. Искусство гобелена в художественном образовании
Екатеринбурга....................................................112
Выводы второй главы..............................................126
Заключение.......................................................127
Библиография.....................................................131
Приложение 1. Краткая библиография ведущих мастеров
гобелена, в Екатеринбурге на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Приложение 2. Публикации автора по теме исследования Приложение 3. Иллюстративные таблицы
2
Введение
Изучение путей развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства на рубеже ХХ-ХХ1 вв., когда происходили крупные изменения в социальной сфере, менялся политический строй страны, менялось мировоззрение народа, представляет значительный научный интерес и является актуальным для современного искусствоведения. Изменения, произошедшие в художественной деятельности этого периода, были столь значительны, что не затронули всех видов и жанров искусства. Картина этих общих изменений преломляется в различных регионах в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности художников. В русло этих бурных процессов попадают и художественный текстиль г. Екатеринбурга. Существо проблемы настоящего исследования можно определить как изучение путей развития декоративного искусства России на рубеже XX и XXI веков на примере развития искусства гобелена г. Екатеринбург.
Актуальность исследования. Необходимость более глубокого и всестороннего исследования искусства гобелена обусловлена тем, что для изобразительного искусства ХХ-ХХ1 вв. характерно размывание границ между его отдельными видами и жанрами. Этот процесс имеет место и в декоративно-прикладном искусстве. Убедительной иллюстрацией к сказанному может служить и творчество екатеринбургских художников, занимающихся созданием гобеленов. Искусство гобелена обусловлено творческим осмыслением художником связи его произведения с культурноисторической и предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. Произведение существует как часть ансамбля, декоративность его формы проявляется через показ внешних ансамблевых связей, оно имеет двойную природу - утилитарную и художественную. Деятельность современного художника декоративно-прикладного искусства занимает промежуточное положение между чисто художественной деятельностью и
3
Мастера гобелена зримо и осязаемо, в красочной пряже осуществили «освобождение цвета», завещанное Матиссом: «Врезаться прямо в цвет — это напоминает мне работу скульптора, высекающего прямо в камне» [60].
Из сказанного можно сделать вывод, что в гобелене середины XX в. и второй половины XX в., неожиданно были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые немедленно привели к нему многих художников, причем не только текстильщиков. Гобелен - это та область, где были проведены наиболее дерзкие эксперименты в формообразовании, где осуществлены наиболее фундаментальные реформы традиционного ремесла, где совершен наиболее крутой поворот от искусства прикладного к искусству монументальному.
60. Матисс: сборник статей о творчестве. - М.: Иностранная литература, 1958.-79 с.
29
1.3.Этапы развитии искусства гобелена советского периода
второй половины XX в.
Сравнивая особенности и художественное направление в творчестве мастеров ручного ткачества бывших союзных республик, можно увидеть их интерес к самым разным пластам истории национальной культуры. В 60-х годах XX вв. России это обращение к шитыо, фреске и миниатюре Древней Руси.
Первым этапом развития искусства гобелена, как одного из видов ручного ткачества был период 60-80х годов XX в. В 60-е годы произошел расцвет национальных школ Закавказья, Прибалтики, Украины, Белоруссии. Используются национальные традиции, ведутся эксперименты с формообразованием. Помимо прославления в сюжетах своих композиций таких тем, как «мир», «космос», «суровая трудовая жизнь простых людей» и «другой» идеологии того периода, художники все чаще выбирают темы природы, красоты и др. К концу 70-х - началу 80-х годов во многом художники оставались в «плену» мышления предшествующего десятилетия, и мифологизация подверглась идее «коллектива». В среде молодых художников появляется новый подход к содержанию в декоративном искусстве, который активно сочетается с другими видами искусства. В данный период активно развит монументальный текстиль, так как при строительстве общественных зданий было обязательным выделять средства на «художественную отделку» (илл. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).
В Грузии у мастеров того же периода, занимающихся гобеленом, явно присутствует строгое изящество грузинского народного костюма, классическая завершенность старинной стенописи и наивная прямота росписей. Все это присутствует в работах X. Мтвралашвили и Т. Нуцубидзе и соседствует с колористическими поисками Г. Кандарели.
30