Ви є тут

Художественное стекло XX в. : Основные тенденции, ведущие мастера. К проблеме мирового студийного движения

Автор: 
Казакова Людмила Васильевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
275686
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена в научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств
Официальные оппоненты:
Доктор искусствоведения
Степанян Н.С.
доктор искусствоведения, профессор
ТурчинВ.С.
доктор искусствоведения
ЛаврентьевА.Н.
Ведущая организация - Московский Государственный художественно - промышленный Университет им. С.Г.Строганова.
Защита состоится « 16 » октября 2000 г. Г* диссертационного Совета Д.019.02.01. по пру егт доктора искусствоведения Российской Акадекид
119034, ул. Пречистенка, 21, НИИ РАХ
С диссертацией в виде научного доклада ад»/: Российской Академии художеств (Москва, ул. Пречясг
в на заседании . ;?ой степени . У. по адресу:
лея в • >;,олиотеке
Диссертация в виде научного доклада ра& « » 2000 г.
3550 -8-02
У ченый секретарь диссертационного совета, Ч кандидат искусствоведения^/ Федотова Елена Дмитриевна
Введение.
В качестве диссертации представляются авторские исследования избранной темы «Художественное стекло XX в. (Основные тенденции. Ведущие мастера. Мировой процесс студийного движения)». Предлагаемая тема - итог сорокалетней научной деятельности, отраженный в.публикациях I960 - 2000 годов, а также практического изучения художественного процесса в области мирового стеклоделия. На протяжении 1960 - 90-х гг. автором были опубликованы несколько книг, десятки статей в научных сборниках и журналах, прочитаны. научные доклады на конференциях (отечественных и зарубежных), в которых были поставлены, проанализированы основные проблемы развития художественного стеклоделия, как у нас, так и за рубежом. Наряду с изучением индивидуального творчества в центре внимания находились такие проблемы, как искусство и художественная промышленность, соотношение машинного и ручного труда в системе производства, роль художника в промышленности - актуальные и дискуссионные в 1960-1970-ые годы. Начиная с 1980-х годов, все отчетливее выделяется сфера индивидуального творчества вне заводской деятельности, в условиях мастерской, студии.
В странах Европы, США этот процесс студийного творчества начался t. конца 1950-х гг. и во второй половине XX века получил стремительное - .13вятие, приобретая характер всеобщего художественного феномена в • »временной культуре. Изучению этого значительного, разностороннего .зления, получившего название студийное движение в стекле (glass studio •■vvement), автор посвятил публикации 1980 - 90-х гг., основными из оторых следует считать книги “Декоративное стекло в современной архитектуре” М., 1989, “Художественное стекло XX века. К проблеме мирового студийного движения” (в печати), а также статьи в книгах, сборниках, каталогах крупных стекольных выставок.
7
стекла в широкой связи с культурой изобразительного искусства. В стекле обратились к художественному языку смежных искусств - скульптуры, живописи, графики. Начиная с конца 1950-х годов, складывается, как самоценный жанр, пластический объект, появляются новые типы объемно-пространственлых монументальных форм в синтезе с архитектурой. Традиционная форма светильника, люстры, витража становится пластическим трехмерным объектом.
Выдающиеся мастера XX века, среди которых С.Либенский и Я.Брихтова, П.Глава, Р.Роубичек, В. Циглер (Чехия и Словакия), Х.Литтлтон, М.Липофский, Г.Галем, Д.Чихули (США), С.Проктср, Д.Хобсон, П.Лейгон (Великобритания), Д.Майерс, Э.Эйш, Т.Зелънер (Германия), Л.Сегусо, П.Венини, Д.Тозо, П.Тальяньетра (Италия), Т.Вирккала, Т.Сарпанева (Финляндия), С.Ваалкема, В.Хеезен (Дания), Ф.Линнгаард (Швеция), Ч.Зубер, братья Лепелье, Я.Зоричак (Франция), К.Фуджита, Ч.Асахара, М.Кабаяси (Япония), К.Мойе, Р.Кнотгенбельт, К.Хиней, Ф.Клеменс (Австралия) и многие другие вывели стекло на новый уровеиь визуальной культуры человеческого восприятия, его эстетической значимости.
Среди отечественных мастеров стекла эти художественные проблемы ставились и решались в творчестве В.И.Мухиной, Б.А.Смирнова,С.Бескииской, А.Бокотея, А. и Г.Ивановых, Ф.Ибрагимова, Ю.Жульева, Ю.Манелиса, В.Мурагова, И.Мачнева, А.Остроумова, Б.Федорова, Л.Савельевой, Т.Сажина и Л.Фоминой, В.Шевченко, Л. и Ф.Шушкановых и других.
Важным и характерным обстоятельством было обращение к стеклу выдающихся живописцев и скульпторов. Достаточно упомянуть таких художников, как П.Пикассо, Ф.Леже, А.Матисс, В.Кандинский, Р.Магритт, С.Дали, В.Вазарелли, А.Кальдер, О.Кокошка, Х.Арп, АДжакомегги и др., проекты которых реализовывались в стекле на фирме братьев Даум во Франции, на острове Мурат в Италии. Безусловно, опьгг крупнейших мастеров привнес в искусство стекла новое видение материала,
своеобразное отношение к форме, росписи, пластике, уже укорененные в станковых искусствах - живописи и скульптуре.
Молодое поколение в рамках разных направлений и национальных школ - европейской, американской, австралийской, японской, скандинавской - представляет миру индивидуальные, порой неожиданные творческие предложения, из которых складывается общая картина современного стекольного движения. Мощный творческий импульс, ‘■‘количественный” размах стекольного дела во торой половине XX в. привел к рождению такого художественного явления, как “студийное движение в стекле” - “glass studio movement”, ставшее самостоятельным художественным феноменом в искусстве XX века.
Наше отечественное стекло не осталось в стороне от мирового процесса, оно переживает свой путь развития, обусловленный иными условиями работы, связью с центрами стекольного производства, неизбежными влияниями на авторский почерк сложившейся заводской традиции. Хронологические рамки этого процесса обозначены 1980-ыми годами, хотя эстетические устремления к созданию авторского стекла проявились гораздо раньше в творчестве заводских художников. Лишь немногие - А. и Г. Ивановы, Ф.Ибрагимов, Л.Савельева, Т.Сажин и Л.Фомина, О.Победова, И.Коржева и др. работают в собственных мастерских, занимаясь главным образом холодными видами обработки (гравировка, шлифовка, склеивание, спекание).
Задача исследования состоит в выявлении главного, характерного в построении целостной картины этого интересного, весьма разностороннего явления. Тема актуальна по самой сути: она сопряжена с живым процессом развития современного искусства. Общение с художниками, знакомство с процессом создания произведений, некое “соучастие” в происходящем было неизбежным условием в работе над темой. Проблематика развития этого вида искусства включает проблемы взаимовлияния видов и жанров, методики и анализа художественной оценки, проблемы национального и